Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.
судей коллегии Пащенко Н.В., Назимовой П.С.,
при секретаре Григорьевой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Хапхарановой Н.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Л и А, к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение финансовой помощи в размере " ... " руб., обязании включить в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуации
по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия
на решение Тункинского
районного суда Республики Бурятия от 17 января 2016 года, которым постановлено:
Исковое заявление Хапхарановой Н.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Л. и А., к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение финансовой помощи в размере " ... " руб., обязании включить в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Признать право Хапхарановой Н.С., Л и А., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ", на получение единовременной финансовой помощи в сумме " ... " руб. на каждого.
Обязать Администрацию МО "Тункинский район" в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу включить Хапхаранову Н.С., Л. и А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, выслушав мнение представителей Министерства социальной защиты населения РБ и ГУ МЧС России по РБ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Тункинский район", Хапхаранова Н.С., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Л. и А., просила признать за ними право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере " ... " руб. каждому, как пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ". Хапхаранова Н.С. также просила обязать Администрацию МО "Тункиский район" включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи.
Требования основаны на том, что истцы проживали в жилом доме по адресу: " ... ". Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " ... года указанный дом и земельный участок были затоплены, вследствие чего истцами частично утрачено имущество, которое относится к предметам первой необходимости. Согласно заключению комиссии предварительный ущерб составляет " ... " руб. Оказание единовременной финансовой помощи пострадавшим осуществляется на основании соглашения от ... года между Министерством социальной защиты населения РБ и МО "Тункинский район".
В суде первой инстанции истец Хапхаранова Н.С. иск поддержала.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" Шабжуров С.Н. против удовлетворения иска не возражал.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. с иском согласилась, однако ссылалась на отсутствие в деле перечня и стоимости утраченного истцами имущества первой необходимости.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Хайдакова О.В. просит решение суда отменить. Указывает, что судом не установлено, какое именно имущество было утрачено истцами, является ли оно имуществом первой необходимости, не определен размер материального ущерба, причиненного истцам.
На заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Тарбаева Р.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по РБ Зайцева О.А. доводы жалобы поддержала.
Истец Хапхаранова Н.С. в суд не явились, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель МО "Тункинский район" в суд не явился, о рассмотрении дела по жалобе надлежаще извещен.
Изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что собственником жилого дома и земельного участка по адресу: " ... ", является Хапхаранова Н.С., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ... и ... от ... года.
Судом установлено, что Хапхаранова Н.С. и ее несовершеннолетние дети Л. и А. проживали в указанном выше жилом помещении, что следует из справки МО СП "Аршан" (л.д. 18), а также показаний свидетеля Н.
Установлено, что ... года в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " дом, в котором проживали истцы, подвергся затоплению.
Согласно акту N ... от ... года, составленному комиссией в составе первого заместителя МО СП "Аршан", органа БТИ, Роспотребнадзора, Бурприроднадзора, МКУ Управление "Казна муниципального имущества Тункинского района", МЧС России, по адресу: " ... ", подвал и полы жилого дома заилены. Часть имущества утрачена, требуется капитальный ремонт пола. Предварительный ущерб составил " ... " руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом, где на момент чрезвычайной ситуации проживали истцы, действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, последние утратили свое имущество первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение единовременной финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости в сумме " ... " руб. на каждого.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. Если сумма ущерба составляет менее 50000 руб., то финансовая помощь оказывается в размере, равном ущербу.
Истцами представлены в дело товарные и кассовые чеки на утраченные ими во время чрезвычайной ситуации предметы первой необходимости.
Из пояснений Хапхарановой Н.С. следует, что в результате затопления жилого дома частично утрачено следующее имущество: бытовая техника (холодильник, электроплита, стиральная машина), мягкая мебель, предметы обычной домашней обстановки, одежда, обувь и другое. Опрошенный судом первой инстанции свидетель Н. указанные обстоятельства подтвердил.
Представители администрации МО "Тункинский район" и Министерства социальной ащиты населения РБ доказательств обратному не представили и по существу не оспаривали обстоятельства, на которые ссылалась сторона истцов.
Таким образом, учитывая, что факт нуждаемости истцов в финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости установлен судом, районный суд пришел к верному выводу о признании за истцами, пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, права на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество.
По указанным выше основаниям доводы апелляционной жалобы Министерства не заслуживают внимания и не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Н.В. Пащенко
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.