ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 апреля 2016 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе судьи Ивановой В.А., при секретаре Васильевой А.В., с участием представителя Гершевича М.Б. - Андаевой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ... по заявлению Гершевича М.Б. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Гершевич М.Б. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы следующим. Гершевич М.Б. являлся собственником общественно-торгового комплекса (нежилого здания), 2-этажного, литера А, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ".
Кадастровая стоимость здания определена по состоянию на ... в размере " ... " руб.
Гершевич М.Б. ссылается на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, поэтому просит суд установить кадастровую стоимость данного объекта в размере его рыночной стоимости, составляющей на дату определения кадастровой стоимости ( ... ) " ... " руб.
Кроме того, административный истец является собственником объекта недвижимости автоцентра (нежилого здания), литера Б, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ".
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена по состоянию на ... в размере " ... " руб.
Кадастровая стоимость данного нежилого здания также превышает его рыночную стоимость, поэтому просит суд установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, составляющей на дату определения кадастровой стоимости ( ... ) " ... " руб.
Завышенный размер кадастровой стоимости объектов недвижимости обуславливает существенное увеличение размера налога на имущество.
Административный истец Гершевич М.Б., представители Правительства РБ, Управления Росреестра по РБ, ФГБУ ФКП Росреестра по РБ, Министерства имущественных и земельных отношений РБ, Администрации г. Улан-Удэ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
В заседании суда представитель административного истца Гершевича М.Б. - Андаева Т.М. поддержала доводы административного искового заявления с учетом уточнения, просила установить кадастровую стоимость общественно-торгового комплекса (нежилого здания), 2-этажного, литера А, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... "., по состоянию на ... в размере рыночной " ... " руб.; автоцентра (нежилого здания), литера Б, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на ... в размере рыночной - " ... " руб.
В предыдущем судебном заседании представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" Комлочук Н.С. возражений против заключения экспертизы не имела; представитель Администрации г. Улан-Удэ Адактуева С.П., не возражая против размера рыночной стоимости, установленной заключением экспертизы, полагала обоснованной установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования Гершевича М.Б. подлежат удовлетворению.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу части 1 ст. 402. НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 2 ст. 403 НК РФ).
Решением Улан-Удэнского городского Совета Депутатов от ... "Об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц" на территории городского округа "Город Улан-Удэ" установлен и введен налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 г.
Согласно части 2 указанного решения налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Государственной кадастровой оценке посвящена глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 24.18 данного Федерального закона, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным; в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 11 данной статьи предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из представленных суду документов видно, что Гершевич М.Б. является собственником
1) общественно-торгового комплекса (нежилого здания), 2-этажного, литера А, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " (свидетельство о государственной регистрации права от ... );
2) автоцентра (нежилого здания), литера Б, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " (свидетельство о государственной регистрации права серии ... от ... ).
Поскольку права и обязанности Гершевича М.Б., как налогоплательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц, затрагиваются, он обладает правом на обращение в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка и склада равной рыночной.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость автоцентра (нежилого здания) с кадастровым номером ... по состоянию на ... составляет " ... " рублей.
Кадастровая стоимость общественно-торгового комплекса (нежилого здания) с кадастровым номером ... по состоянию на ... составляет " ... " рублей.
Согласно отчетам об оценке ООО ЭКЦ " " ... "", рыночная стоимость автоцентра (нежилого здания) с кадастровым номером ... по состоянию на ... составляет " ... " рублей; рыночная стоимость общественно-торгового комплекса (нежилого здания) с кадастровым номером ... по состоянию на ... составляет " ... " рублей.
Между тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что в отчетах ООО ЭКЦ " " ... "" при сравнении с аналогами в отчетах не указан источник информации, имеются арифметические ошибки при расчетах, в качестве аналогов приведены объекты другого региона
В связи с установлением данных обстоятельств, ставящих под сомнение правильность и обоснованность выводов о рыночной стоимости объектов недвижимости, судом была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой было поручено НЭО " " ... "".
Согласно заключению судебной экспертизы рыночная стоимость автоцентра (нежилого здания) с кадастровым номером ... по состоянию на ... составляет " ... " рублей (без учета НДС); рыночная стоимость общественно-торгового комплекса (нежилого здания) с кадастровым номером ... по состоянию на ... составляет " ... " рублей (без учета НДС).
Оценивая заключение экспертизы по правилам ст.ст. 80, 82, 83, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что данная экспертиза является допустимым доказательством, поскольку проведена экспертом-оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП " " ... "", ответственность оценщика застрахована в ВСК " " ... "" с ... по ... Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Суд не находит оснований сомневаться в данном заключении, поскольку оно выполнено в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, содержит подробное обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими.
В заключении эксперта присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые им сведения. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
Эксперт ФИО11., допрошенный в судебном заседании, выводы экспертизы подтвердил в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключение экспертизы отвечает требованиям законодательства и может быть принято в качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости.
В силу части 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств того, что рыночная стоимость объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении экспертизы, суду не представлено. Участвующие в деле лица ходатайств о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявляли.
Таким образом, оценивая представленные доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, установленной в отчетах оценщика ООО " " ... "".
При этом суд считает необходимым исходить из определения рыночной стоимости без учета НДС, поскольку административный истец Гершевич М.Б. плательщиком данного налога не является.
Обсуждая доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ Адактуевой С.П. об обоснованности установленной в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости, приведенные в предыдущем судебном заседании, суд учитывает, что по настоящему делу требования истца направлены не на оспаривание государственной кадастровой оценки в целом, а на пересмотр ее результатов в отношении конкретных объектов недвижимости, что прямо допускается статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Гершевича М.Б., поступившее в суд ... , удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - общественно-торгового комплекса (нежилого здания), 2-этажного, литера А, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... "., по состоянию на ... в размере рыночной - " ... " руб.).
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - автоцентра (нежилого здания), литера Б, кадастровый номер ... , общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на ... в размере рыночной - " ... " руб.).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.