Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.
судей Старкова М.В.,
Шабалдиной Н.В.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13.05.2016 в порядке апелляционного производства административное дело по административному исковому заявлению Ракитянского И.В., Кона А.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконными действий по отказу в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости,
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Волковой М.М. на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20.01.2016
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административных истцов Волковой М.М., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Ивановой М.С., судебная коллегия
установила:
Административные истцы Ракитянский И.В., Кон А.И. обратились в суд с административным иском о признании незаконным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управления Росреестра по Свердловской области) по отказу в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества: отдельно-стоящее строение литер А площадью 264, 4 кв.м., кадастровый номер 66:41:0000000:66526, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 24/Сакко и Ванцетти, 127, выраженных в сообщении об отказе от 12.11.2015 N 66/001/451/2015-332; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав путем регистрации прекращения права собственности.
В обоснование требований указали, что вступившими в законную силу судебными актами установлено, что принадлежащее на праве собственности Ракитянскому И.В.., Кону А.И. отдельно-стоящее нежилое строение литер "А" площадью 264, 4 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 24/Сакко и Ванцетти, 127, являющееся объектом культурного наследия регионального значения, не существует, поскольку снесено административными истцами и на его месте было выстроено новое здание, которое в свою очередь по решению Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19.06.2007 было признано самовольной постройкой и в связи с этим снесено административными истцами в добровольном порядке. С учетом указанных обстоятельств Ракитянский И.В. и Кон А.И. обратились в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц, однако в этом им было отказано в связи с наличием в государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о наличии у них права собственности на вышеуказанный объект недвижимости. В 2015 году указанный объект был снят с кадастрового учета, вместе с тем, в регистрации прекращения права собственности Управлением Россреестра по Свердловской области им отказано. Административные истцы считают такой отказ незаконным, поскольку с уничтожением имущества прекратилось и право собственности на него, в связи с чем запись в ЕГРП о праве собственности на это уже несуществующее имущество не может быть сохранена по причине ее недостоверности.
Решением суда требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением, Кон А.И., Ракитянский И.В., действуя через представителя, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указано, что судом нарушены нормы материального права, в частности положения ст. 235 ГК РФ, поскольку право собственности является вещным правом, связано с физическим существованием самой вещи и не может существовать отдельно от вещи, поэтому с уничтожением имущества прекратилось и право собственности на него. Ссылается на нарушение судом положений ст. 8.1 ГК РФ, поскольку содержащиеся в государственном реестре сведения не будут соответствовать принципу публичной достоверности. Кроме того, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку то обстоятельство, что объект не исключен из единого реестра памятников истории и культуры не может являться основанием для отказа в регистрации прекращения права собственности на несуществующий объект недвижимости. Оспариваемым действием со стороны Управления Россреестра по Свердловской области нарушаются их права, поскольку налоговой инспекцией им до сих пор выставляется налог на имущество, что противоречит принципу начисления налогов - их экономической обоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Волкова М.М., доводы жалобы поддержала, настаивала на их удовлетворении; представитель административного ответчика Управления Росреестра по Свердловской области Иванова М.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административные истцы Ракитянский И.В., Кон А.И., извещенные через представителя и по почте, заинтересованные лица: МУГИСО, извещенное 28.04.2016 по факсимильной связи; Министерство культуры Российской Федерации, извещенное в тот же день электронной почтой, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая, что неявившиеся лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2001 N 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры" на государственную охрану в качестве памятника архитектуры местного значения был принят объект "Дом жилой" середина XIX века, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д.24 / 127.
В силу ст. 64 Федерального закона от 25.02.2002 N 73-ФЗ "О объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указанный памятник отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРП от 10.12.2015 объект недвижимого имущества: отдельно-стоящее строение, литер А, общая площадь 264,4 кв.м., кадастровый номер N 66:41:00000000:66526, расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Куйбышева,. 24 / ул. Сакко и Ванцетти, д. 127, с 11.03.2003 принадлежит на праве общей долевой собственности Кон А.И. и Ракитянскому И.В. ( ( / / )). В отношении данного объекта недвижимости 11.03.2003 установлено также ограничение (обременение) права - объект культурного наследия, срок действия не определен, (л.д. 145-147).
Охранным обязательством N 113 от 25.02.2003 установлено, что Ракитянский И.В., Кон А.И. - собственники памятника истории и культуры, расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Куйбышева, д.24 / ул. Сакко и Ванцетти, д. 127, литер А, общей площадью 264, 4 кв.м. обязуются использовать принадлежащую им часть здания - памятника истории и культуры в объеме, обеспечивающем ее сохранность (л.д. 149-159).
При этом вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19.06.2007, установлено, что на месте вышеуказанного памятника истории и культуры возведено строение, которое является самовольной постройкой и на собственников Кона А.И. и Ракитянского И.В. возложена обязанность снести его за счет собственных средств (л.д. 19-20).
Как следует из материалов дела, 02.09.2015 представитель Ракитянского И.В. и Кона А.И. обратился с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества: отдельно-стоящее строение литер А площадью 264, 4 кв.м., кадастровый номер 66:41:0000000:66526, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 24/Сакко и Ванцетти, 127 (л.д. 178-180).
К указанным заявлениям приложил: квитанции, доверенности, заявление о вынесении изменений в реестр записи о прекращении права (обременения права), кадастровую выписку о снятии указанного объекта недвижимости с кадастрового учета (л.д. 54, 77-81).
15.09.2015 Управлением Россреестра по Свердловской области на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект, так как по данным ЕГРП данное здание является объектом культурного наследия, в связи с этим направлен запрос в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области о наличии сведений об исключении данного объекта из единого государственного реестра объектов культурного наследия. Заявителям предоставлен срок до 14.10.2015 для предоставления дополнительных доказательств, подтверждающих наличие оснований для государственной регистрации прекращения права собственности.
18.09.2015 представителем административных истцов представлены дополнительные документы для государственной регистрации прекращения права собственности - решение суда от 19.06.2007 (л.д. 58).
14.10.2015 регистрация вновь приостановлена на основании п. 2.1. ст. 19 Закона о регистрации на срок до 12.11.2015 по причине не получения из МУГИСО ответа на запрос о том исключен ли данный объект из единого государственного реестра объектов культурного наследия (л.д. 100).
Согласно ответу МУГИСО от 09.10.2015 N 17-09-31/198 утраченный объект культурного наследия регионального значения, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 24/ ул. Сакко и Ванцетти, 127 не исключен из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации (л.д. 101).
В связи с этим 12.11.2016 Управлением Россреестра по Свердловской области на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на спорный объект недвижимости (л.д. 102).
Указанный отказ в регистрации прекращения права собственности на вышеназванный объект недвижимости, изложенный в сообщении об отказе от 12.11.2015 N 66/001/451/2015-332, является предметом проверки по настоящему делу.
В силу п. 1 ст. 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Пунктом 3 ст. 63 вышеуказанного закона впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
Таким образом, закон предусматривает обязательную государственную регистрацию ограничения права собственности на объект недвижимого имущества, являющийся объектом культурного наследия.
Согласно ст. 12 Закона о регистрации в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, указываются требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях.
В соответствии с п.п. 35, 36 "Правил ведения ЕГРП", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765, с прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел Единого государственного реестра прав закрывается.
При этом
одновременно во все записи со статусом "актуальная" подразделов II и III Единого государственного реестра прав вносятся записи о прекращении права, ограничении (обременении) права в порядке, установленном настоящими Правилами
Следовательно, в случае прекращения регистратором права общей долевой собственности заявителей на вышеуказанный объект недвижимого имущества, одновременно должна быть погашена регистрационная запись об ограничении (обременении) права в виде требований по сохранению объекта культурного наследия и закрытие раздела ЕГРП на данный объект недвижимости. Вместе с тем, только после исключения из реестра объектов культурного наследия возможно прекращение в ЕГРП обременения на такой объект недвижимого имущества и последующее прекращение права собственности.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен (п. 13 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает, в том числе установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ).
Порядок исключения объектов культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации строго регламентирован Федеральным законом.
Согласно ст. 23 Федерального закона N 73-ФЗ исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется только на основании акта Правительства Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
При этом исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по охране объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для исключения объекта культурного наследия из реестра необходимо соблюдение особой административной процедуры, которая в данном случае не была соблюдена. Судом установлено и не оспаривается административными истцами, что в отношении спорного объекта решение об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия не принималось.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Учитывая, что документов, необходимых для исключения записи о наличии обременения на объект культурного наследия в регистрирующий орган представлено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии закону оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности.
Положения п. 1 ст. 235 ГК РФ, согласно которым право собственности прекращается, в том числе при гибели или уничтожении имущества, в данном случае применены быть не могут, поскольку ст. 18 ФЗ-73 предусмотрен запрет сноса объекта культурного наследия, включенного в реестр. Между тем, как следует из решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19.06.2007 объект культурного наследия был уничтожен истцами самовольно, процедура исключения объекта культурного наследия из реестра не соблюдена.
При таких обстоятельствах требования административных истцов правильно были оставлены без удовлетворения, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов Волковой М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Старков М.В.
Шабалдина Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.