Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.
судей Гылкэ Д.И.,
Старкова М.В.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18.05.2016 в порядке апелляционного производства административное дело по административному исковому заявлению Морозова Л.А. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного истца Морозова Л.А. на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 04.02.2016.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения административного истца Морозова Л.А., его представителя Тивтяева Д.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Ивановой М.С., судебная коллегия
установила:
Административный истец Морозов Л.А. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управления Росреестра по Свердловской области) от 03.12.2015 N 66/001/611/2015-4205 об отказе в государственной регистрации его права собственности на жилой дом кадастровый номер N находящийся по адресу: ... ; возложении обязанности совершить государственную регистрацию права собственности Морозова Л.А. на вышеуказанный объект недвижимости.
В обоснование требований указал, что на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N площадью 2042 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под существующий индивидуальный жилой дом по ... в ... в период с января по сентябрь 2015 года им взамен ранее снесенного дома был выстроен новый жилой дом площадью 532, 5 кв.м., который прошел процедуру кадастрового учета, ему присвоен кадастровый номер N 16.10.2015 он обратился в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о регистрации права собственности на вновь построенный жилой дом, однако 29.10.2015 государственная регистрация была приостановлена, а 03.12.2015 в государственной регистрации было отказано в связи с нарушением градостроительных норм и правил, осуществления строительства объекта коммерческого назначения, непредставлением в связи с этим акта ввода объекта в эксплуатацию. Полагает такой отказ незаконным, поскольку в силу ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 01.03.2018 единственным основанием для государственной регистрации права на объект индивидуального жилищного строительства является правоустанавливающий документ на земельный участок, право на который за ним зарегистрировано. Кроме того, возведенный жилой дом высотой в 3 этажа построен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-2, площадь застройки составляет 15% земельного участка, то есть соответствует Правилам землепользования и застройки МО "г. Екатеринбург" и положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Утверждение, что построенный дом является объектом коммерческого использования не подтверждено.
Решением суда в удовлетворении требований заявления отказано.
Не согласившись с таким решением, Морозов Л.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судом норм материального права. В обоснование доводов указывает, что им на государственную регистрацию были представлены все документы, предусмотренные ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ссылается также, что все замечания, явившиеся основанием для приостановления государственной регистрации, были устранены. Причины отказа в государственной регистрации судом первой инстанции не исследованы в полной мере, суждение о соответствии либо несоответствии спорного объекта недвижимости градостроительным нормам и правилам в решении суда отсутствует. Отказ же в регистрации права по причине непредставления акта ввода в эксплуатацию является незаконным. Кроме того, указанное в письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Екатеринбурга несоответствие возведенного им объекта недвижимости градостроительным нормам специалистами Управления Росреестра по Свердловской области не проверялось; административному истцу не было предложено представить дополнительные документы, опровергающие сомнения в этой части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Морозов Л.А. и его представитель Тивтяев Д.В. доводы жалобы поддержали, настаивали на их удовлетворении, представитель административного ответчика Иванова М.Л. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозов Л.А. является собственником земельного участка, расположенного по ... площадью 2042 кв.м. с кадастровым номером: N категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующий индивидуальный жилой дом, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 23.09.2014 N 66-66-01, где также установлено обременение права: ипотека в силу закона (л.д. 18-23).
Вместо ранее существовавшего на данном земельном участке дома, Морозовым Л.А. возведен новый дом, который прошел процедуру кадастрового учета, ему присвоен кадастровый номер: N (л.д. 22).
Из выданного Администрацией г. Екатеринбурга Морозову Л.А. разрешения на строительство от 16.12.2014 N RU 66302000-4690 следует, что Морозову Л.А. разрешено строительство объекта индивидуального жилищного строительства - 1-квартирный жилой дом взамен существующего общей площадью 500 кв.м.; количество этажей - надземных - 2, подземных - 1; высота здания - 8 м., расположенного по адресу: ...
16.10.2015 Морозов Л.А. обратился в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - жилой дом общей площадью 515 кв.м., количество этажей - 3, кадастровый номер N, расположенный по адресу: ... , к которому приложил кадастровый паспорт здания, квитанцию об уплате государственной пошлины (л.д. 24).
29.10.2015 Управление Росреестра по Свердловской области приостановило государственную регистрацию в срок до 27.11.2015, Морозову Л.А. указано на необходимость представления заявления о регистрации ипотеки в силу закона на объект недвижимого имущества, либо письма Акционерного коммерческого банка "СОЮЗ", о том, что ипотека, зарегистрированная в отношении земельного участка не распространяется на вышеуказанный объект недвижимого имущества. Также указано о том, что в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга направлен межведомственный запрос о том, имеется ли информация о строительстве по адресу: ... многоквартирного жилого дома, если имеется, то какие именно сведения позволили сделать вывод о том, что по данному адресу ведется (осуществлено) строительство многоквартирного дома (л.д. 61-63).
05.11.2015 Морозовым Л.А. дополнительно представлено письмо из Акционерного коммерческого банка "СОЮЗ" о том, что возведенный жилой дом будет являться предметом ипотеки в силу ст. 65 ФЗ "Об ипотеке залоге недвижимости" от 16.07.1998 N 102-ФЗ (л.д. 69-70).
27.11.2015 государственная регистрация Управлением Росреестра по Свердловской области вновь приостановлена в связи с неполучением ответа на межведомственный запрос из Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга до получения указанного ответа (л.д. 64-65).
Согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга от 18.11.2015 N 21.13-15/002/4279, поступившему в Управление Росреестра по Свердловской области 02.12.2015, специалистами департамента проведен осмотр объекта по ... , в ходе которого установлено, что Морозовым Л.А. возведен объект коммерческого назначения, не отвечающий признакам индивидуального жилого дома (зона Ж-2) с количеством этажей - 3 высотой свыше 8 м. (превышена этажность, указанная в разрешении на строительство), данный объект выходит за границы допустимого размещения здания (ГПЗУ N RU 66302000-08512), значительно превышена площадь застройки земельного участка, таким образом, значительно нарушены Правила землепользования и застройки ГО - МО "г. Екатеринбург" и градостроительного законодательства Российской Федерации, в связи с чем государственная регистрация объекта недвижимости в качестве индивидуального жилого дома не допустима (л.д. 71).
С учетом такого ответа 03.12.2015 Управлением Россреестра по Свердловской области на основании абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) Морозову Л.А. отказано в государственной регистрации ввиду отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости (л.д. 72-25).
Указанный отказ, выраженный в сообщении N 66/001/611/2015-4205 от 03.12.2015, является предметом проверки по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о регистрации, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/156 от 19.04.2010, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В соответствии с п.1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Как следует из п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации).
Правилами землепользования и застройки городского округа - Муниципального образования "г. Екатеринбург", утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, установлено, что Ж-2.1. - Зона индивидуальных жилых домов городского типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых кварталов из отдельно стоящих индивидуальных домов городского типа, как правило, на полном инженерном обеспечении (с подключением к централизованным сетям инженерного обеспечения). Основными видами разрешенного использования является, в том числе индивидуальное жилищное строительство, этажность - до 3-х этажей, включая цокольный и мансардный этажи; максимальный процент застройки - до 20%.
Отказывая в государственной регистрации права собственности на возведенный Морозовым Л.А. жилой дом, государственный регистратор исходил из ответа Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга на межведомственный запрос о допущенных административным истцом при строительстве нарушениях Правил землепользования и застройки и градостроительного законодательства.
Согласно п. 3 Положения "О Департаменте архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбург", утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 28.06.2011 N 48/44 Департамент обеспечивает осуществление полномочий Администрации города Екатеринбурга в области градостроительства, землепользования и регулирования архитектурной деятельности на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с п.п. 18, 22 вышеуказанного положения Департамент осуществляет следующие полномочия принимает меры, направленные на приостановление или прекращение градостроительной деятельности, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации либо неисполнения законных требований органов местного самоуправления в пределах полномочий, установленных для органов местного самоуправления; осуществляет выявление и организует снос самовольно возводимых (построенных) объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии с законодательством.
Таким образом, Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга наделен контрольными функциями за деятельностью по строительству объектов капитального строительства и землепользованием на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
При таких обстоятельствах сведения, приведенные в ответе Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга от 18.11.2015 N 21.13-15/002/4279 о допущенных Морозовым Л.А. нарушениях законодательства при строительстве дома, правильно были приняты во внимание Управлением Росреестра по Свердловской области при решении вопроса о возможности государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества.
В силу абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, приведенных в основании оспариваемого отказа Управления Росреестра по ... , в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Принимая во внимание, что в ответе Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбург содержалась информация о строительстве с нарушением градостроительного законодательства и Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" объекта, не отвечающего признакам индивидуального жилого дома, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области имелись предусмотренные абз. 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации основания для отказа в государственной регистрации права собственности ввиду отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец был лишен возможности представить документы, опровергающие сомнения государственного регистратора относительно строительства на принадлежащем Морозову Л.А. земельном участке индивидуального жилого дома, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 29.10.2015 указано на наличие таких сомнений и направление в связи с этим межведомственного запроса в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга. Между тем, каких-либо документов, направленных на устранение указанных препятствий для государственной регистрации права, в Управление Росреестра по Свердловской области Морозовым Л.А. представлено не было.
Последующее же представление в суд таких документов не может являться основанием для признания оспариваемого отказа незаконным, и не препятствует их предъявлению Морозовым Л.А. при повторном обращении в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права.
Учитывая, что выводы суда являются правильными, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 04.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Морозова Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Старков М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.