Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Парамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-136/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свердловская деревообрабатывающая фабрика" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованных лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- от административного истца: представитель Кирпикова Н.С., действующая на основании доверенности от 18.12.2015;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: представитель не явился;
- от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представитель не явился;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области: представитель не явился;
- от Администрации города Екатеринбург: представитель не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Свердловская деревообрабатывающая фабрика" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 равной рыночной стоимости в размере 5654500 руб. по состоянию на 08 мая 2014 года.
Обращаясь в суд, административный истец сослался на представленный отчёт об оценке от 25 августа N 0802/15, выполненный ООО "ОценКинг", подтвержденный положительным экспертным заключением от 25 сентября 2015 года N 4516/2015 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
В судебном заседании представитель административного истца Кирпикова Н.С. заявленные требования поддержала.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области поступил отзыв, в котором вопрос об удовлетворении заявленных требований оставлен на усмотрение суда, возражений относительно установления кадастровой стоимости в размере рыночной нет.
В направленном в адрес суда отзыве, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области указал о том, что 08 мая 2014 года принято решение провести государственный кадастр изменений земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12.
Результат определения кадастровой стоимости отражен в акте определения кадастровой стоимости от 08 мая 2014 года.
Кадастровая стоимость в размере 12334 914 руб. была рассчитана на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, в настоящее судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, и заблаговременно, с заключением эксперта имели возможность ознакомиться.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).
Статьей 66 вышеназванного кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 названного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец, являясь пользователем земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12, площадью 5 700 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база; на данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу на праве собственности.
25 февраля 2005 года земельный участок с кадастровым номером 66:41:0505015:12 был поставлен на государственный кадастровый учет.
24 апреля 2014 года в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области поступило заявление об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0505015:12 в связи с изменением площади.
08 мая 2014 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области принято решение провести государственный кадастр учет изменений.
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена актом от 08 мая 2014 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости рассчитана на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург"; результат определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости отражен в акте, которая составила 12334914 руб.
Новые сведения об объекте недвижимости, повлекшие необходимость определения кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 08 мая 2014 года.
Соответственно, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена по состоянию на 08 мая 2014 года.
Административный истец 21 октября 2015 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области.
Определение рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
При этом резолютивная часть решения суда должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости (часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, а результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете об оценке земельного участка.
В силу статьи 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка, административным истцом к административному исковому заявлению был представлен отчет об оценке от 25 августа N 0802/15, выполненный оценщиком ООО "ОценКинг, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 определена в размере 5654500 руб. по состоянию на 08 мая 2014 года.
В ходе судебного заседания (10 марта 2016 года) при исследовании письменных доказательств по делу, у суда возникли сомнения в обоснованности представленного к административному исковому заявлению отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12.
После допроса в предварительном судебном заседании свидетеля К., имеющиеся у суда сомнения в обоснованности отчета и достоверности определения рыночной стоимости не были устранены, в связи с чем, суд вынес на обсуждение представителей лиц, участвующих в деле вопрос о назначении судебной экспертизы.
Представитель административного истца Кирпикова Н.С. возражений против назначения судебной экспертизы не высказала, согласилась с необходимостью назначения судебной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 по состоянию на 08 мая 2014 года.
По настоящему делу судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 по состоянию на 08 мая 2014 года.
Проведение экспертизы было поручено сотруднику общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" Хомутинину И.В..
Согласно заключения эксперта от 18 апреля 2016 N 53-04/16 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 по состоянию на 08 мая 2014 года определена 7171000 руб.
Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом Хомутининым И.В., обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденного руководителем общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным; эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода, является мотивированным и корректным.
В ходе применения сравнительного подхода экспертом был проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков, подобран ряд аналогов.
Информация об объектах-аналогах проанализирована экспертом и приведена в расчетной таблице.
Определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка произведено путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в ходе применения метода сравнения продаж.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельного участка, лицами, участвующими в деле не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, и руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 равной его рыночной стоимости, в размере 7171000 руб. по состоянию на 08 мая 2014 года.
Именно эта стоимость в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области; в рассматриваемом случае это 21 октября 2015 года.
Указанная дата, а также сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в соответствии с требованиями ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании настоящего решения.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области было подано 21 октября 2015 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения), с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности").
Обратившись в суд с настоящим заявлением, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков (заинтересованных лиц) не подлежат.
Государственная пошлина по административному иску составляет 2 000 руб.
В связи с тем, что при подаче административного иска общество с ограниченной ответственностью "Свердловская деревообрабатывающая фабрика" оплатило 6 000 руб., из местного бюджета в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации административному истцу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4 000 руб.
Руководствуясь статьями 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Свердловская деревообрабатывающая фабрика" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 08 мая 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505015:12 равной его рыночной стоимости в размере 7171000 руб. по состоянию на 08 мая 2014 года, на период с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 21 октября 2015 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская деревообрабатывающая фабрика" (ИНН 666401001) из местного бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 12 августа 2015 года N 214 государственную пошлину за рассмотрение административного дела в Свердловском областном суде в размере 4000 (четыре тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 19 мая 2016 года
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.