Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Кутлановой Л.М.
с участием прокурора Лиджиевой В.П.,
при секретаре Садваевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" к Алиеву Р.А. об установлении административного надзора по апелляционной жалобе Алиева Р.А. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М., заключение прокурора Лиджиевой В.П., полагавшей решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" (далее ФКУ ИК-2) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора к осужденному Алиеву Р.А., "Данные изъяты" года рождения, отбывающему наказание за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, подлежащему освобождению из ФКУ ИК-2. Администрацией исправительного учреждения представлена характеристика на осужденного Алиева Р.А., справка учета взысканий и поощрений, согласно которым он характеризуется отрицательно, имеет непогашенные взыскания. Просит суд установить в отношении Алиева Р.А. административный надзор на срок 6 лет с запретом пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 мин. вечера до 6 часов 00 мин. утра, запретить выезд за установленные судом пределы территории, а также обязать являться до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-2 УФСИН по Республике Калмыкия Боваев С.П. заявленные требования поддержал.
Алиев Р.А. с административным исковым заявлением не согласился, просил снизить количество явок для регистрации.
Прокурор Бивеев С.Н. полагал исковые требования ФКУ ИК-2 УФСИН по Республике Калмыкия подлежащими удовлетворению.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. административное исковое заявление временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" ФИО1 к Алиеву Р.А. об установлении административного надзора удовлетворено. Алиеву Р.А., родившемуся "Данные изъяты", установлен административный надзор на срок 6 лет со следующими административными ограничениями: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в период времени с 22 до 6 часов; обязательная явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Срок административного надзора исчислен со дня постановки Алиева Р.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Алиева Р.А. указывается, что приговором Дербентского городского суда от 11 декабря 2012 г. на него уже наложены административные ограничения, наличие двух судебных решений ухудшает его положение. Он является "Данные изъяты", имеющиеся у него заболевания, требуют постоянного контроля со стороны медицинских работников и периодических мер лечебно-диагностического характера, и установление ограничений будет препятствовать своевременному обследованию и лечению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о изменении решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что Алиев Р.А. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в отношении него для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов административный надзор подлежит установлению в обязательном порядке
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 КАС Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приговором Дербентского городского суда от 11 декабря 2012 г. Алиев Р.А. осужден по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа с ограничением свободы 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. На Алиева Р.А. после освобождения из мест лишения свободы возложена обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказание в виде ограничения свободы 3 раза в месяц 1,10,21 числах для регистрации. Установлено Алиеву Р.А. ограничение на изменение места жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказание в виде ограничения свободы, а также на выезд за пределы территории муниципального образования ""Данные изъяты"".
Установив, что Алиев Р.А. совершил тяжкое преступление в условиях опасного рецидива, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный надзор в отношении Алиева Р.А. должен быть установлен в обязательном порядке.
Определяя срок административного надзора, суд правильно применил положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ и принял во внимание пункт "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 N 218-ФЗ).
Определенные судом административные ограничения в отношении Алиева Р.А. являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. При выборе административных ограничений суд принял во внимание обстоятельства дела, характер и тяжесть совершенного преступления, характеризующие Алиева Р.А. данные, состояние его здоровья.
Вместе с тем, порядок исчисления срока административного надзора определен судом неправильно.
В связи с чем, судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда в указанной части ввиду неприменения закона, подлежащего применению.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. На такой порядок исчисления срока административного надзора в отношении данной категории лиц также должно быть указано в решении суда.
На момент рассмотрения настоящего административного дела судом первой и апелляционной инстанции, дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком 1 (один) год в отношении Алиева Р.А., назначенное приговором Дербентского городского суда от 11 декабря 2012 г., не истекло.
Поскольку приговором Алиеву Р.А. помимо основного наказания назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 (один) год, то срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Таким образом, срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия Алиевым Р.А. наказания в виде ограничения свободы по приговору Дербентского городского суда от 11 декабря 2012 г.
В связи с этим в резолютивную часть решения суда первой инстанции необходимо внести соответствующие изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. изменить в части исчисления срока административного надзора.
Срок административного надзора, установленный в отношении Алиева Р.А., "Данные изъяты" года рождения, подлежит исчислению со дня отбытия им наказания в виде ограничения свободы.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Лиджеева Л.Л.
Судьи Панасенко Г.В.
Кутланова Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.