Судья Саратовского областного суда Бугаева Е.М. при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" - Будниковой Е.П. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 февраля 2016 года, постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову N 377 от 15 декабря 2015 года должностное лицо - председатель правления некоммерческое партнерство "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 февраля 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. просит об отмене состоявшихся процессуальных решений, прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Считает, что районным судом при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтено, что в соответствии с пунктом 8.2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681 (далее - Правила), определено, что место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией. Ссылается, что согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским и включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункты "г", "д" пункта 11). В силу вышеуказанных положений нормативных документов, должностное лицо - председатель правления некоммерческое партнерство "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. не является субъектом административной ответственности за указанные нарушения.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Как установлено пунктом 8.1 Правил, у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
В соответствии с пунктом 8.2 Правил место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Как следует из материалов дела, в период с 23 сентября 2015 года по 14 октября 2015 года прокуратурой города Саратова с привлечением специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области проведена проверка деятельности некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда", расположенного по адресу: "адрес"
В ходе проверки в деятельности некоммерческого партнерства выявлены следующие нарушения законодательства, регламентирующего Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, выразившиеся в том, что юридическим лицом не представлен договор на проведение работ по сдаче, хранению или утилизации ртутьсодержащих светильников, не организовано место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствует тара (упаковочная емкость) для временного хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, что явилось основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы проверки, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Саратовской области постановлением от 15 декабря 2015 года признало должностное лицо - председателя правления некоммерческое партнерство "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникову Е.П. виновной во вмененном административном правонарушении. Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 февраля 2016 года названное постановление оставлено без изменения.
При этом должностное лицо, вынося постановление, и районный суд, принимая решение по жалобе на данное постановление, исходили из того, что факт совершения должностным лицом вменяемого деяния доказан и подтвержден имеющимися материалами дела.
Указанные выводы противоречат закону и обстоятельствам дела.
Статья 29.10 КоАП РФ, устанавливая обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, в частности необходимость изложения обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указания статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо оснований прекращения производства по делу, мотивированного решения по делу, закрепляет одну из фундаментальных процессуальных гарантий реализации права на государственную, в том числе судебную, защиту - мотивированность акта о привлечении к публично-правовой ответственности.
Выполняя данные требования, судья, должностное лицо, уполномоченный орган должны указать в постановлении по делу об административном правонарушении конкретное правило или норму закона, нарушенные лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, явившиеся основанием для привлечения его к административной ответственности.
Таким образом, привлекая должностное лицо - председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникову Е.П. к предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ ответственности, административный орган должен был установить допущены ли должностным лицом противоправные действия, явившиеся основанием для возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении.
Проверяя обоснованность выводов административного органа и районного суда о доказанности наличия в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
При привлечении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в качестве нарушения Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, допущенного должностным лицом, указано на непредоставление организацией договора на проведение работ по сдаче, хранению или утилизации ртутьсодержащих светильников, не организовано место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствует тара (упаковочная емкость) для временного хранения отработанных ртутьсодержащих ламп.
При этом не учтено то обстоятельство, что поскольку нежилое помещение используется организацией по договору аренды от 08 декабря 2014 года, стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения санитарных правил, к ответственности за нарушение которых должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Исходя из условий договора аренды нежилого помещения от 08 декабря 2015 года, заключенного между Паниной Г.Ю. (арендодатель) и некоммерческим партнерством (арендатор), в обязанности арендатора включено содержание помещения в образцовом санитарном состоянии в соответствии с требованиями СЭС. Иных обязанностей указанным договором на арендатора не возложено.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В нарушение требований указанных процессуальных норм при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом не дана оценка условиям договора аренды от 08 декабря 2014 года, в части обязанностей арендатора, не установлено наличие договоров на сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп у собственника нежилого помещения или лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес" не выявлено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах, которое подлежит определению собственником помещения, являющегося объектом проверки.
При вынесении решения по жалобе на постановление должностного лица районным судом также указанные обстоятельства не устанавливались.
Невыполнение требований КоАП РФ, направленных на создание административным органом и судом надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Следовательно, вывод о доказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, сделан без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований статей 1.6, 2.1, 24.1, 26.1 КоАП РФ, и является преждевременным.
Вышеуказанные нарушения процессуальных требований, допущенные должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области при вынесении постановления, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи и возвращению дела на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 февраля 2016 года, постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П., отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в территориальный отдел города Саратова Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.
Судья Е.М. Бугаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.