Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И.Малкова,
судей О.Н.Судак и Е.В.Федотовой,
при секретаре Е.А.Лексиковой, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Труфановой Л.Л. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 02 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску Труфановой Л.Л. к индивидуальному предпринимателю Топоровой Ю.Ю. и Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Пегас Самара" о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения представителя истца А.С.Глазева, поддержавшего жалобу, представителя ответчика Ю.Ю.Топоровой по доверенности Е.И.Яшниковой, оставившей разрешение жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Л.Труфанова обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ю.Ю.Топоровой о взыскании стоимости туристского продукта и компенсации морального вреда, указав, что 03 ноября 2015 года между ней и ответчиком был заключен договор о реализации туристского продукта, по условиям которого ответчик обязался организовать ей выезд в Турцию со сроком пребывания с 15 ноября 2015 года по 24 ноября 2015 года. Стоимость туристической поездки была определена в размере 123.050 руб. Оплату по договору она произвела в полном объеме, однако 10 ноября 2015 года Ю.Ю.Топорова по телефону уведомила ее о том, что свои обязательства по организации выезда в Турцию с 15 ноября 2015 года исполнить не может. В ответ на ее запрос от 11 ноября 2015 года ответчик письмом от 12 ноября 2015 года известил ее о том, что в связи с отсутствием посадочных мест на рейс в самолете вылет 15 ноября 2015 года осуществлен быть не может, и ей были предложены другие даты вылета начиная с 25 ноября 2015 года. Не согласившись с предложенными вариантами, она обратилась к ответчику с претензией о возврате уплаченных денежных средств и расторжении договора. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены. На основании изложенного просила взыскать с Ю.Ю.Топоровой денежные средства в размере 123.050 руб., компенсацию морального вреда в размере 15.000 руб., а также штраф в размере 50% от присужденной судом суммы и расходы по оплате услуг представителя в размере 15.000 руб.
В последующем Л.Л.Труфанова уточнила предмет иска и окончательно просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 15.000 руб., штраф в размере 50% от присужденной суммы, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 15.000 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен туроператор - ООО "Пегас Самара".
В судебном заседании представитель истца А.С.Глазев заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик Ю.Ю.Топорова иск не признала, пояснив, что ее вины в сложившейся ситуации не имеется; со своей стороны она предприняла все меры для возврата туроператором денежных средств клиенту.
Решением суда в удовлетворении иска Л.Л.Труфановой отказано.
В апелляционной жалобе Л.Л.Труфанова просит решение суда отменить в полном объеме, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктом 12 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года N452, договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора, к которым в силу пункта 13 указанных Правил относится, в том числе, информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах.
Как следует из материалов дела, 03 ноября 2015 года между Л.Л.Труфановой (заказчик) и Туристическим агентством "Лазурный берег" в лице индивидуального предпринимателя Ю.Ю.Топоровой (исполнитель) был заключен договор N32/15 о реализации туристского продукта, предметом которого являлась организация выезда истца и членов его семьи в туристическую поездку в Египет, Хургада.
Согласно пункту 2 договора туроператором, оказывающим заказчику услуги по договору, является ООО "Пегас Самара", агентом туроператора (турагентом) является исполнитель, который при реализации туристского продукта действует от своего имени.
В соответствии с соглашением от 09 ноября 2015 года о внесении изменений и дополнений в договор N32/15 от 03 ноября 2015 года турагент обязался организовать выезд истца и членов его семьи в туристическую поездку в Турцию, Анталья; дата заезда - 15 ноября 2015 года, дата выезда - 24 ноября 2015 года, стоимость поездки составляет 123.050 руб.
Как установлено судом, организовать выезд Л.Л.Труфановой и членов ее семьи 15 ноября 2015 года не представилось возможным по причине отсутствие посадочных мест на рейс, вылетающий 15 ноября 2015 года, в связи с чем Л.Л.Труфанова 11 ноября 2015 года обратилась к турагенту с заявлением о предоставлении нового туристского продукта.
В ответ на заявление истца турагентом Ю.Ю.Топоровой устно 11 ноября 2015 года, а затем и письменно 12 ноября 2015 года истцу были предложены туры с более поздними датами вылетами.
Не согласившись с предложенными вариантами, истцом в адрес турагента Ю.Ю.Топоровой 11 ноября 2015 года была направлена претензия об отказе от исполнения договора от 03 ноября 2015 года и возврате уплаченных денежных средств в срок не позднее 20 декабря 2015 года.
16 декабря 2015 года денежные средства в размере 123.050 руб. были перечислены на расчетный счет истца, что подтверждается приходным кассовым ордером N27-9 от 16 декабря 2015 года.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд исходил из того, что ответчиком Ю.Ю.Топоровой обязательства по договору N32/15 от 03 ноября 2015 года по организации тура в Египет не были исполнены в силу объективных и не зависящих от ответчика причин, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 08 ноября 2015 года российским авиакомпаниям было временно запрещено осуществлять воздушные перевозки граждан с территории Российской Федерации ? на территорию Арабской республики Египет; туроператорам и турагентам рекомендовано на время действия запрета воздержаться от реализации гражданам турпродукта на территорию Арабской республики Египет.
Что касается несостоявшейся туристической поездки в Турцию, то суд указал, что от предложенных вариантов отъезда в другие дни Л.Л.Труфанова отказалась и потребовала возврата денежных средств в срок до 20 декабря 2015 года. Требование потребителя о возврате денежных средств в установленный потребителем срок было удовлетворено.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводам о том, что права истца как потребителя нарушены не были.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-I "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии со статьей 17.4 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" к существенным нарушениям условий договора о реализации туристского продукта относится нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, вследствие которого он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, в частности, неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению.
Как следует из материалов дела, истец отказался от исполнения договора в связи с тем, что ему не была предоставлена возможность получения туристского продукта в согласованный сторонами срок.
При этом невозможность вылета в Турцию 15 ноября 2015 года была обусловлена не объективными причинами, как в случае с несостоявшимся вылетом в Египет, а действиями туроператора, предложившего вылет в Турцию при отсутствии посадочных мест в самолете.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что в отношении истца имело место нарушение его прав как потребителя туристского продукта, выразившееся в неисполнении туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с пунктом 8.2 договора N32/15 от 03 ноября 2015 года, заключенного между Л.Л.Труфановой и турагентом Ю.Ю.Топоровой, исполнитель несет ответственность за непредоставление или предоставление недостоверной информации заказчику в соответствии с условиями настоящего договора.
В пункте 8.3 этого же договора определено, что туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Распределение ответственности между турагентом и туроператором регулируется статьей 9 ФЗ от 24 ноября 1996 года N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
Поскольку нарушение прав истца как потребителя произошло в результате действий туроператора ООО "Пегас Самара", то именно с данного ответчика и подлежит взысканию компенсация морального вреда на основании статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".
С учетом степени вины туроператора в нарушении прав истца как потребителя туристского продукта судебная коллегия соглашается с заявленным истцом размером денежной компенсации морального вреда и определяет его в размере 15.000 руб.
В связи с удовлетворением требования потребителя о компенсации морального вреда, с туроператора в пользу истца подлежит взысканию и штраф на основании пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в размере 7.500 руб.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом объема оказанных представителем услуг, а также требований разумности, судебная коллегия взыскивает с ООО "Пегас Самара" в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 7.000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 02 февраля 2016 года в части отказа в удовлетворении иска Труфановой Л.Л. к ООО "Пегас Самара" о компенсации морального вреда отменить, в отмененной части вынести новое решение, которым:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Пегас Самара" в пользу Труфановой Л.Л. компенсацию морального вреда в размере 15.000 (пятнадцати тысяч) рублей, штраф в размере 7.500 (семи тысяч пятисот) рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 7.000 (семи тысяч) рублей.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Труфановой Л.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.