Заместитель председателя Тюменского областного суда Антропов В.Р., рассмотрев жалобу заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области А. на решение судьи Центрального районного суда города Тюмени от 22 октября 2015 года, вынесенное в отношении заместителя председателя аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 июля 2015 года N " ... ", оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Тюмени от 22 октября 2015 года, заместитель начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместитель председателя аукционной комиссии А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Тюменский областной суд, заявитель просит решение Центрального районного суда города Тюмени от 22 октября 2015 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием вины, состава и события административного правонарушения. А. считает, что при рассмотрении дела неверно применены нормы материального, процессуального права, законодательства о контрактной системе, и судом при решении вопроса о правомерности вынесенного в отношении него постановления N " ... " от 21 июля 2015 года о назначении административного наказания не исследованы субъект правонарушения, субъективная сторона, форма вины, событие и состав правонарушения. Указывает, что согласно данным Государственного реестра лекарственных средств, находящегося по адресу в сети интернет www.qrls.rosminzdrav.ru поиск лекарственного препарата осуществляется путем заполнения строк: номера РУ/реестровой записи, МНН, лекарственной формы, торгового наименования, юридического лица, на имя которого выдано РУ, производителя, страны происхождения препарата; аукционная комиссия не несет ответственность за достоверность или отсутствие информации о лекарственном препарате, содержащемся в реестре лекарственных средств, а также за выдачу информации из данного реестра в полном объеме по запросу любого лица. Также указывает, что в целях объективного рассмотрения дела, должностным лицом, рассматривавшим дело, оставлено без удовлетворения его ходатайство о направлении запроса в Министерство здравоохранения и социального развития РФ об установлении причин не выявления информации о зарегистрированном лекарственном препарате "Ацикловир" по результатам поиска на сайте www.qrls.rosminzdrav.ru путем заполнения всех строк: МНН, торговое наименование, лекарственная форма, производитель, страна происхождения. Считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, грубо нарушен процессуальный порядок рассмотрения дела. Выводы суда о том, что в соответствии со скриншотами страниц государственного реестра лекарственных средств, также копией РУ N " ... " от 10 августа 2010 года, лекарственное средство "Ацикловир" (МНН "Ацикловир") форма выпуска 200 мг., упаковки ячейковые контурные 10, производитель РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь, зарегистрированного в Государственном реестре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в материалах дела имеется скриншот со страницы Государственного реестра лекарственных средств, свидетельствующий о том, что при проверке аукционной комиссией полноты и достоверности сведений в отношении предлагаемого ЗАО НПК " ... " к поставке лекарственного препарата, лекарственное средство отсутствовало в Государственном реестре лекарственных средств. Автор жалобы утверждает, что Управление государственных закупок Тюменской области обратилось в Департамент здравоохранения Тюменской области об установлении причин не выявления информации о зарегистрированном лекарственном препарате "Ацикловир" по результатам поиска на сайте www.qrls.rosminzdrav.ru путем заполнения всех строк: МНН, торговое наименование, лекарственная форма, производитель, страна происхождения; полученный ответ подтверждает отсутствие вины заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области А. как члена аукционной комиссии.
Кроме того, заявитель указывает, что судом неучтено, что временем совершения административного правонарушения считается время и дата публикации протокола о рассмотрении первых частей заявок на официальном сайте и электронной торговой площадке, который становится открытым и юридически значимым документом для лиц, принимающих участие в открытом электронном аукционе, а не дата подписания членами аукционной комиссии указанного протокола.
А. также ссылается на судебные решения, которыми отменены постановления о назначении административного наказания в отношении других членов аукционной комиссии.
Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Таким образом, проверив материалы истребованного дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, нахожу решение районного суда подлежащим отмене, а жалобу А. - удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона N " ... " на поставку лекарственных средств (реестровый номер закупки " ... ") для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N24" с. Ярково.
Согласно пункту 6 извещения о проведении электронного аукциона N " ... ", пункту 3.2.7, документации об электронном аукционе N " ... " на поставку лекарственных средств, требования к поставляемому товару определены в приложении N 1.
Из приложения N1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки (спецификация) на поставку лекарственных средств следует, что поставке подлежат:
-метилфенилтиометил - демитиламинометил - гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир в форме таблеток, покрытых пленочной оболочкой 50 мг., 10 шт. - упаковки ячейковые контурные (2)-пачки картонные. Единица измерения - упаковка. Количество-200.
-ацикловир в форме таблеток 200 мг., 10 шт. - упаковки ячейковые контурные (2) - пачки картонные. Единица измерения - упаковка. Количество - 40.
В конкурсной документации о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств заказчик в Приложении N1 к документации об электронном аукционе (Описание объекта закупки (спецификация) на поставку лекарственных средств) установил, что лекарственные средства должны быть зарегистрированы в государственном реестре лекарственных средств.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе " ... " от 22 июля 2014 года на участие в закупке подано 4 заявки, заявки с порядковыми номерами 2,3,4 допущены к участию в электронном аукционе, заявке N 1 отказано в допуске, в связи с несоответствием пункту 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона 44-ФЗ, разделом 3.1. главы 1, разделом 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе, пункту 2 описания объекта закупки (приложение N1 к документации об электронном аукционе): - в пункте 2 описания объекта закупки первой части заявки предложенный участником лекарственный препарат с торговым наименованием "АЦИКЛОВИР" характеристиками "Таблетки 200 мг, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные (2) - пачки картонные. Единица измерения - упаковка, производитель БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ РУП в Государственном реестре лекарственных средств не зарегистрирован.
Решение об отказе в допуске первой части заявки ЗАО НПК " ... " к участию в электронном аукционе N " ... " принято единогласно аукционной комиссией в составе, в том числе, заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителя председателя аукционной комиссии - А.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области была проведена внеплановая проверка действий заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 24 (с. Ярково), уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N " ... " (реестровый номер закупки " ... ") на поставку лекарственных средств.
Решением от 04 августа 2014 года N 224 антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Управление государственных закупок Тюменской области нарушило статью 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе") при проведении вышеуказанного аукциона, поскольку при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией Уполномоченного органа сделан неправомерный вывод о несоответствии заявки НПК " ... " пункту 2 части 4 статьи 67 указанного закона и соответствующим положениям аукционной документации, так как предложенный участником закупки ЗАО НПК " ... " товар (лекарственное средство "Ацикловир" РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь) соответствует требованиям установленным документацией о таком аукционе, что подтверждается регистрационным удостоверением N " ... " от 10 августа 2010 года.
21 июля 2015 года по данному факту в отношении заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителя председателя аукционной комиссии - А. был составлен протокол об административном правонарушении N " ... ", согласно которому членом аукционной комиссии А. допущено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившегося в том, что сделан неправомерный вывод о несоответствии заявки ЗАО НПК " ... " пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и положениям аукционной документации, поскольку предложенный указанным участником закупки товар (лекарственное средство "Ацикловир" РУП "Белмедпрепараты", Беларусь) соответствует требованиям, установленным аукционной документацией, зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств, что подтверждается информацией (скриншотом) из указанного Реестра, регистрационным удостоверением лекарственного средства N " ... " от 10 августа 2010 года, имеющимся в материалах дела.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В ходе производства по делу А. заявлял о том, что на момент рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок участников, сведения о государственной регистрации лекарственного препарата МНН Ацикловир лекарственная форма - таблетки 200 мг, производитель РУП "Белмедпрепараты", предложенного к поставке ЗАО НПК " ... ", отсутствовали.
В подтверждение своих доводов А. представлен скриншот интернет - страницы официального сайта Государственного реестра лекарственных средств, согласно которому, в качестве лекарственного средства с международным непатентованным наименованием "Ацикловир" производства Белмедпрепараты, Республика "Беларусь" с зарегистрированным торговым наименованием "Ацикловир" зарегистрированы только препараты "Ацикловир" с формой выпуска - мазь для наружного применения 5% и формой выпуска - лиофилизат для приготовления раствора для инфузий (листы материалов дела об административном правонарушении 21, 114).
Из имеющегося в материалах дела скриншота (лист материалов дела об административном правонарушении 39), представленного административным органом в подтверждение регистрации на официальном сайте Государственного реестра лекарственных средств лекарственного препарата (МНН Ацикловир лекарственная форма - таблетки 200 мг, производитель РУП "Белмедпрепараты") и вины А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, не усматривается, что предложенный ЗАО НПО " ... " указанный препарат производства РУП "Белмедпрепараты" с лекарственной формой в виде таблеток был зарегистрирован на указанном сайте.
Ссылка административного органа в отзыве на жалобу на постановление по делу об административном правонарушении (листы материалов дела по жалобе 40-43) на то, что среди отобранных по торговому наименованию лекарственных средств имеется лекарственное средство Ацикловир с регистрационным номером " ... " (дата регистрации - 10 августа 2010 года), в инструкции которого указаны все необходимые характеристики этого лекарственного средства, является несостоятельной, поскольку в первой части заявки участника закупки ЗАО НПК " ... " отсутствовала информация о регистрационном номере лекарственного средства (лист материалов дела об административном правонарушении 103).
Вместе с тем, из письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 ноября 2015г. " ... " следует, что Департамент информационных технологий и связи Министерства здравоохранения Российской Федерации в ответ на обращение от 21 сентября 2015 года об отсутствии в государственном реестре лекарственных средств информации о зарегистрированном лекарственном препарате с торговым наименованием "Ацикловир" с характеристиками "таблетки 200 мг, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные (2) - пачки картонные. Единица измерения - упаковка" производитель Белмедпрепараты РУП (далее - лекарственный препарат "Ацикловир") сообщает следующее: на момент обращения в Департамент информационных технологий и связи Минздрава России реестровая запись о зарегистрированном лекарственном препарате "Ацикловир" отсутствовала в государственном реестре лекарственных средств; по итогам проведенных работ ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской продукции) реестровая запись о зарегистрированном лекарственном препарате "Ацикловир" внесена в государственный реестр лекарственных средств и в настоящий момент доступна на портале реестра лекарственных средств (лист материалов дела по жалобе 118-119).
Анализ установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии достоверных сведений о регистрации лекарственного препарата "Ацикловир", предложенного в заявке участника ЗАО НПК " ... ", и положений статей 1.5, 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет сделать вывод о недоказанности в данном случае факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностным лицом - заместителем начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителем председателя аукционной комиссии - А. своих должностных обязанностей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителя председателя аукционной комиссии А.., суд данное обстоятельство не учел и не дал ему правильную и объективную оценку в части нарушения требований процессуального законодательства, допущенных административным органом при привлечении заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителя председателя аукционной комиссии А. к административной ответственности.
Таким образом, решение судьи районного суда, которым было оставлено без изменения постановление административного органа о назначении заместителю начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителю председателя аукционной комиссии А. административного наказания, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Учитывая, что в настоящее время сроки давности привлечения заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителя председателя аукционной комиссии А. к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истекли, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Решение судьи Центрального районного суда города Тюмени от 22 октября 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителя председателя аукционной комиссии А. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Жалобу заместителя начальника Управления государственных закупок Тюменской области, заместителя председателя аукционной комиссии А. удовлетворить.
Заместитель председателя суда (подпись) Антропов В.Р.
Копия верна
Заместитель председателя суда Антропов В.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.