Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Скипальской Л.И.
судей Ганченковой В.А.
Ериной Н.П.
при секретаре Раскиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Халикова Х.Ш. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указала, что решением ответчика N "данные изъяты" от 23 октября 2015 г. ей отказано в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Считает данное решение незаконным, в связи с чем, уточнив исковые требования, просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N "данные изъяты" от 23 октября 2015 г., установить факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1992 г. по адресу: "данные изъяты", обязать ответчика назначить ей пенсию в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 22 сентября 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 февраля 2016 г. иск Халиковой Х.Ш. удовлетворен.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с решением суда не согласно, просило его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного права. Указывает на то, что отсутствуют документы, подтверждающие факт проживания истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, Халикова Х.Ш. возразила относительно неё.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 18 сентября 2015 г. Халикова Х.Ш. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N "данные изъяты" от 23 октября 2015 г., Халиковой Х.Ш. отказано в назначении пенсии по старости по подпункту 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В решении указано, что право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину на 1 год за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент аварии с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г., а также на дополнительную величину на 2 года (то есть на 1 год за каждые 4 года проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом) отсутствует, поскольку в соответствии с положениями статей 13 и 34 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом положений Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. N 403 право на досрочное назначение пенсии по старости предоставляется гражданам Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы. По имеющимся документам не представляется возможным определить период проживания Халиковой Х.Ш. в зоне с льготным социально- экономическим статусом
Суд первой инстанции обоснованно признал незаконным данное решение Пенсионного фонда в указанной части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. N 1074.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом N 173 от 17 декабря 2001 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г.
Согласно статье 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г. необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживания на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом первой инстанции установлено, что Халикова Х.Ш. проживала на загрязненной территории в с. Белозерье с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г., с 01 июля 1986 г. по 31 января 1992 г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справкой, выданной администрацией Белозерьевского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 02 сентября 2015 г., а также выпиской из домовой книги.
Факт проживания Халиковой Х.Ш. по адресу: "данные изъяты" с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1992 г., то есть на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей М.Х.Х., С.Р.А., Б.Ф.А.
Установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что Халикова Х.Ш. в спорный период проживала в с. Белозерье Ромодановского района, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у истицы возникло право на назначение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что право истицы на назначение досрочной пенсии по старости по нормам статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и с учётом положений подпункта 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", возникает с 22 сентября 2015 г.
Поэтому суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о назначении трудовой пенсии с 22 сентября 2015 г., в связи с достижением возраста 53 года.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истицей не представлены суду документы, подтверждающие постоянное проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, являются несостоятельными и не влекут отмену постановленного решения, поскольку факт постоянного проживания истицы подтверждается достаточной совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств, как устных, так и письменных, а отказ ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истицы на социальное обеспечение по возрасту.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Судья- председательствующий Л.И. Скипальская
судьи В.А. Ганченкова
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.