Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи И.П. Назаркиной
судей А.О.Бажанова
О.С.Михеева
при секретаре А.Н. Раскиной
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 мая 2016г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" на решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 14марта 2016г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия
установила:
Турнаев А.В. обратился в суд с административным иском к отделу ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" по Торбеевскому и Атюрьевскому районам (далее также - отдел военкомата) об оспаривании действий должностных лиц военкомата и решения призывной комиссии.
В обоснование административного иска указал, что 04 декабря 2015г. обратился к начальнику отдела военкомата с заявлением об объявлении и вручении решения призывной комиссии, принятого в отношении него по результатам весенней призывной компании 2014г., и выписки из протокола от 26 ноября 2015г. с приложением копий соответствующих решений призывной комиссии.
В этот же день ему выдана выписка из протокола "N" от 26 ноября 2015г., согласно которой призывная комиссия приняла следующее решение: "Не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас". Также в этот же день ему устно объявлено решение призывной комиссии, согласно которому он уклонялся от явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Считает действия должностных лиц отдела военкомата и решение призывной комиссии не соответствующими законодательству, нарушающими его права и законные интересы.
"дата" ему исполнилось 27 лет, и в период с 15 сентября 2014г. по 19 сентября 2014г. он обратился к начальнику отдела военкомата с заявлением о зачислении в запас и выдаче военного билета. В день обращения заполнил бланк заявления и сдал его сотрудникам отдела военкомата, по просьбе которых не поставил собственноручно дату в заявлении. В ходе устного разговора начальник отдела военкомата пояснил, что для получения документов во время призыва его вызовут для медицинского освидетельствования. После чего он ушел и стал ждать вызова.
Осенью 2015г. во время призывной компании, не дождавшись вызова, он вновь обратился к начальнику отдела военкомата с требованием оформить в отношении него документы воинского учета.
Только после этого ему был выдан лист медицинского освидетельствования для прохождения медицинской комиссии и на 26ноября 2015г. назначено заседание призывной комиссии, на котором принято оспариваемое решение. При этом призывная комиссия не приняла во внимание его доводы и объяснения о незаконности решения.
С 17 лет состоял на воинском учете. С 2010г. и по настоящее время работает в "данные изъяты". Место жительства и место пребывания не изменял. Должностным лицам отдела военкомата были известны его место регистрации и место работы, контактные телефоны.
С 2005г. по 2013г. ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении и аспирантуре. Повесток военкомата не получал.
В марте 2014г. через отдел кадров по месту работы получил повестку военкомата о явке в отдел военкомата 09 апреля 2014г. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Явиться не смог, так как с 03 апреля по 14 апреля 2014г. находился на стационарном лечении в МУЗ"АтюрьевскаяЦРБ". После выздоровления представил в отдел военкомата копию справки о временной нетрудоспособности, которая должна находиться в личном деле. Причина неявки уважительная.
После этого других повесток военкомата не получал, и военкомат ненадлежаще организовал призыв на военную службу.
Кроме того, принимая оспариваемое решение, призывная комиссия ошибочно руководствовалась приказом Министра обороны Российской Федерации от18 июля 2014г. N495, вступившего в силу 26 декабря 2014г. По состоянию на 11 сентября 2014г., на день достижения им возраста 27 лет, этот приказ не действовал.
Просил суд:
обязать должностных лиц отдела военкомата признать уважительной причину его неявки на весеннюю призывную компанию в период с 03 апреля 2014г. по 15 июля 2014г.;
признать незаконным решение должностных лиц отдела военкомата в части применения пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от11ноября 2006г. N663, в связи с ненадлежащей организацией призыва и отсутствием у него объективной возможности законно прибыть на призывные мероприятия;
обязать должностных лиц отдела военкомата применить в отношении него пункт 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998г. N53-ФЗ "Овоинской обязанности и военной службе" и пункт 20 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от11ноября 2006г. N663;
отменить оспариваемое решение призывной комиссии и обязать должностных лиц отдела военкомата выдать ему военный билет установленного образца.
Административный иск предъявлен в Торбеевский районный суд Республики Мордовия по месту жительства административного истца и месту нахождения административного ответчика (л.д.1-9).
Определением судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 28 декабря 2015г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены отдел ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" по Торбеевскому и Атюрьевскому районам, призывная комиссия Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" (л.д.18-22).
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 11 февраля 2016г. дело передано на рассмотрение в Теньгушевский районный суд Республики Мордовия (л.д.53-54).
Решением Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от14марта 2016г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным и отменил решение призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 26 ноября 2015г.
Суд обязал ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Турнаева А.В., в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу решение принять в отношении него решение в соответствии с положениями статей 28, 29 Федерального закона от 28 марта 1998г. N53-ФЗ "Овоинской обязанности и военной службе".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д.158-168).
ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" подало апелляционную жалобу на решение суда, приведя доводы о том, что Турнаев А.В.не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014г., при этом состоял на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Поэтому призывная комиссия вынесла законное решение о том, что Турнаев А.В.не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Оспариваемое решение призывной комиссии соответствует пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от11ноября 2006г. N663. В отдел военкомата Турнаев А.В. не являлся и документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представлял. Справка о нахождении Турнаева А.В. на стационарном лечении в МУЗ"АтюрьевскаяЦРБ" с 03апреля по 14 апреля 2014г. представлена в отдел военкомата только в ноябре 2015г., и представление справки не может послужить основанием для отмены оспариваемого решения призывной комиссии. Вручение Турнаеву А.В. повестки от 17 марта 2014г. о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, свидетельствует о том, что он знал о своей обязанности пройти военную службу по призыву. Обязанность принятия решений, предусмотренных статьями 28, 29 Федерального закона от 28 марта 1998г. N53-ФЗ "Овоинской обязанности и военной службе", возложена на призывные комиссии, и решение суда в части возложения такой обязанности на военкомат противоречит закону. В случае признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным у комиссии отсутствуют обязанность и основания для повторного рассмотрения этого же вопроса. Просило отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.229-231).
ТурнаевА.В.подал возражения на апелляционную жалобу, считая доводы жалобы несостоятельными. Просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д.234-242).
В судебное заседание представитель административного истца Турнаева А.В.- Волкова В.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежаще извещена, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" СыркинН.И., представляющий одновременно интересы призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, отдела ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" по Торбеевскому и Атюрьевскому районам"доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании административный истец ТурнаевА.В. возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, в виду законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Вызванный в судебное заседание свидетель - заместитель председателя призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия "данные изъяты" Ш.В.Ю. пояснил, что 10 ноября 2015 г. Турнаев А.В. предоставил ему копию справки о временной нетрудоспособности "N" от 14 апреля 2014 г., в принятии которой было отказано, поскольку не был предоставлен подлинник указанного документа. Турнаеву А.В. было предложено предоставить подлинник данной справки на заседание призывной комиссии.
Вызванный в судебное заседание свидетель - секретарь призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия С.Е.Н. пояснила, что принимала участие в призывной комиссии от 26 ноября 2015 г. в качестве секретаря, на которой обсуждался вопрос о Турнаеве А.В., однако обстоятельства, связанные с рассмотрением данного вопроса, не помнит.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 настоящего Кодекса оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Федеральный закон N53-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N53-ФЗ, подпункта "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N719 от 27 ноября 2006 г. "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пункт "а" части 1 статьи 22 данного Федерального закона).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 189 призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2014 г.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Федеральным законом от 02 июля 2013 г. N170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 01 января 2014 г., статья 28 дополнена пунктом 1.1, согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, подпунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством является факт того, являлся ли заявитель лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (согласно статье 23 соответствующего Закона) либо отсрочки (статьей 24 Закона) после 01 января 2014 г. При этом факт непрохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Как следует из личного дела призывника, ТурнаевА.В., "дата" года рождения, с 26января 2004г. состоял на воинском учете в отделе ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" по Торбеевскому и Атюрьевскому районам и подлежал призыву на военную службу.
ТурнаевА.В. проживает по адресу: "адрес", и работает в "данные изъяты"
До 17 октября 2013г. ТурнаевуА.В.предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении и аспирантуре.
Работник военкомата не смог вручить повестку Турнаеву А.В.по месту его жительства, о чем была представлена объяснительная от 09 октября 2013г.
23 октября 2013г. в "данные изъяты" направлена повестка военкомата для оповещения ТурнаеваА.В. о вызове в отдел военкомата к 09час.00мин. 08 ноября 2013г. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Сведений о вручении ТурнаевуА.В.этой повестки в личном деле призывника не имеется.
Весенний призыв 2014 г., согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N189, осуществлялся с 1 апреля по 15 июля 2014 г.
17 марта 2014г. в "данные изъяты" направлена повестка военкомата для оповещения ТурнаеваА.В. о вызове в отдел военкомата к 09час.00мин. 09 апреля 2014г. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Сведений о вручении ТурнаевуА.В. этой повестки в личном деле призывника не имеется (л.д.70-105).
Вместе с тем, по объяснениям ТурнаеваА.В., изложенным в административном исковом заявлении, повестку военкомата о вызове в отдел военкомата к 09час. 00мин. 09 апреля 2014г. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, он получил по месту работы в марте 2014г. (л.д.1-9).
Светокопия повестки военкомата приложена к административному исковому заявлению (л.д.16).
04 апреля 2014г. призывная комиссия Торбеевского муниципального района Республики Мордовия приняла решение, которым поручила территориальному органу полиции ММО МВД России "Торбеевский" провести мероприятия по розыску и доставке Турнаева А.В. на заседание призывной комиссии (выписка из протокола "N" от 04 апреля 2014г., л.д.109).
11 сентября 2014 г. Турнаеву А.В. исполнилось 27 лет.
26 ноября 2015г. призывная комиссия Торбеевского муниципального района Республики Мордовия приняла решение о том, что ТурнаевА.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Комиссия решилазачислить ТурнаеваА.В. в запас (выписка из протокола "N" от 26 ноября 2015г. (л.д.29, 108).
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Турнаева А.В. после 01 января 2014 г. не принималось, призывная комиссия при зачислении Турнаева А.В. в запас правильно отнесла его к категории лиц, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы Турнаева А.В. о том, что он не явился в отдел военкомата к 09час.00мин. 09 апреля 2014г. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу в виду нахождения на стационарном излечении в ГБУЗ РМ "Атюрьевкая ЦРБ" с 03 по 14 апреля 2014 г. (л.д. 17, 122-132, 136-137), правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона.
Кроме того, из пояснений данных Турнаевым А.В. следует, что излечение он проходил на дневном стационаре, и документ об освобождении от работы ему не выдавался, ежедневно после проведения процедур он находился на работе. Подлинник справки о временной нетрудоспособности он сам отвозил в ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" по Торбеевскому и Атюрьевскому районам в 2014 г., где передал ее женщине, дежурившей на контрольно-пропускном пункте, для последующей передачи в приемную. На заседании призывной комиссии 26 ноября 2015г., выяснилось, что данной справки в его деле нет, и он представил членам комиссии копию справки о временной нетрудоспособности.
В то же время в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N53-ФЗ установлен перечень уважительных причин неявки гражданина по повестке при условии их документального подтверждения. Но при этом, в любом случае по окончании действия срока уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в соответствующий отдел военного комиссариата (Приложение N30 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 г. N 400).
Исходя из установленных обстоятельств, следует, что завершив излечение в медицинском учреждении 14 апреля 2014 г. Турнаев А.В. не явился в отдел военкомата до завершения призыва - 15 июля 2014 г.
При таких обстоятельствах, иные доводы, приведенные административным истцом в обоснование своих требований по выдаче военного билета, а не справки в соответствии с принятым решением призывной комиссии, основаны на неправильном истолковании норм права, регулирующих данные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 14марта 2016г. отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Турнаева А.В. к ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия", отделу ФКУ"Военный комиссариат Республики Мордовия" по Торбеевскому и Атюрьевскому районам, призывной комиссии по Торбеевскому и Атюрьевскому районам об оспаривании действий должностных лиц военкомата и решения призывной комиссии по Торбеевскому и Атюрьевскому районам от 26 ноября 2015г., оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий судья И.П. Назаркина
судьи А.О. Бажанов
О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.