Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Центр-Известняк" по доверенности Зеленской Н.В. на постановление начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областях от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Одоевского районного суда Тульской области от 24 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
установил:
постановление начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областях от ДД.ММ.ГГГГ N, ООО "Центр-Известняк" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере N рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО "Центр-Известняк" обратилось с жалобой в суд, в которой просило отменить постановление должностного лица как незаконное и необоснованное.
Решением судьи Одоевского районного суда Тульской области от 24 ноября 2015 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО "Центр-Известняк" без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, представитель ООО "Центр-Известняк" по доверенности Зеленской Н.В. просит об отмене вынесенных в отношении юридического лица постановления и решения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО "Центр-Известняк" по доверенности Зеленской Н.В., возражения представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областях по доверенностям Лайк Е.В. и Королевой Н.А., судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
В соответствии с ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что землепользователи должны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Также информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, установлено должностным лицом и судьей районного суда, что распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областях ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ N назначено проведение плановой выездной проверки в отношении ООО "Центр-Известняк" в области обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения). ООО "Центр-Известняк" на праве собственности владеет земельными участками, расположенными в границах бывшего СПК " ***" N района Тульской области, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенный в "адрес" (номер государственной регистрации N); с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенный в "адрес" (номер государственной регистрации N); с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенный в "адрес" (номер государственной регистрации N). При проведении проверки в период с 6 по 31 июля 2015 года в отношении ООО "Центр-Известняк", с земельных участков с кадастровыми номерами N и N отобраны пробы почвы для исследования на агрохимические показатели (содержание гумуса, фосфора, калия, общего азота, рН). Из результатов испытаний, проведенных в ФГБУ " ***", следует, что содержание гумуса в исследуемых пробах почвы, отобранных с земельных участков с кадастровыми номерами N и N ниже данных последнего тура агротехнического обследования 2006 года, проведенного ФГБУ " ***". Из протоколов испытаний от 28 июля 2015 года N N - N N следует, что массовая доля гумуса в исследуемых пробах почвы на земельном участке с кадастровым номером N составляет 1% и 1,0% (по данным ФГБУ " ***" содержание гумуса на данном участке при обследовании в 2006 году составляло 1,6%). Из протоколов испытаний от 28 июля 2015 года N N - N N следует, что массовая доля гумуса в исследуемых пробах почвы на земельном участке с кадастровым номером N составляет 0,9% (по данным ФГБУ " ***" содержание гумуса на данном участке при обследовании в 2006 году составляло 2,1%). Содержание органического вещества в отобранных образцах проб почвы также ниже данных последнего тура агрохимического обследования, проведенного в 2010 году ФГУ " ***" на землях СПК " ***": содержание гумуса на землях вышеуказанного хозяйства составляло от 1,6% до 3,0%. В процентном отношении снижение составило от 30% до 44%, что свидетельствует об ухудшении качественного состояния почвы, ее плодородия для целей получения высоких, устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, а также о нарушении агротехнических, почвозащитных мероприятий, направленных на эффективное использование земель. Кроме того в ходе осмотра земельных участков, принадлежащих обществу, в период проведения проверки, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N (координаты на местности: "данные изъяты") проложена карьерная дорога, ведущая к старым отработанным выработкам. Поверхность почвы участка представлена в виде толстого слоя карьерной пыли светло-коричневого цвета. По всему участку видны следы прохождения тяжелой техники, в северной части участка размещены отвалы суглинков. Признаков проведения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур, обработке почвы, сенокошению, выпасу скота не обнаружено; на земельных участках с кадастровыми номерами N, N (путевые точки "данные изъяты") проведены агротехнические мероприятия, а именно участки распаханы. Одновременно было установлено, что в период с августа 2014 года по 31 июля 2015 года ООО "Центр-Известняк" на земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, расположенных в "адрес" с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., в "адрес", с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., в "адрес", с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., в "адрес", не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, не проводит мероприятия по сохранению плодородия почв, по рекультивации нарушенных земель, по восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, по защите земель от негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Установленные обстоятельства подтверждаются доказательствами, а именно: распоряжением органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ N; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ; почтовым уведомлением о вручении; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации; свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; уставом ООО "Центр-Известняк"; кадастровыми выписками о земельном участке; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющееся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; актом отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ; агрохимическим паспортом сельхозугодий; актом проверки органом государственного надзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ N; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением ФГБУ "ТУЛААГРОХИМРАДИОЛОГИЯ" от ДД.ММ.ГГГГ N; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
ООО "Центр-Известняк" на праве собственности владеет земельными участками, расположенными в границах бывшего СПК " ***" N района Тульской области, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенный в "адрес" (номер государственной регистрации N) с ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенный в "адрес" (номер государственной регистрации N) с ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенный в "адрес" (номер государственной регистрации N) с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.5 ст.6 Федерального закона от 16 июля 1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Положения статей 12, 13 и 42 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проведенной проверки ООО "Центр-Известняк" должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областях был произведен отбор проб почв, с принадлежащих юридическому лицу земельных участков.
Ссылаясь в жалобе на многочисленные нарушения при отборе проб почв, представитель юридического лица между тем не указывает, в чем заключались данные нарушения.
Однако, указанный довод опровергается актом отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ, так как отбор почвенных образцов производился в соответствии с ГОСТ 28168-89 "Почвы. Отбор проб", а исследование образцов - в соответствии с ГОСТ 17.4.4.01-84, ГОСТ 26483-85, ГОСТ 26213-91, ГОСТ Р 54650-2011.
Изложенными выше доказательствами подтверждено обстоятельство снижения массовой доли гумуса на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N, принадлежащих ООО "Центр-Известняк", что свидетельствует об ухудшении качественного состояния почвы, ее плодородия для целей получения высоких, устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, а также о нарушении агротехнических, почвозащитных мероприятий, направленных на эффективное использование земель.
Указанный вывод подтвержден и тем обстоятельством, что на земельном участке с кадастровым номером N проложена карьерная дорога, ведущая к старым отработанным выработкам, а поверхность его почвы представлена в виде толстого слоя карьерной пыли светло-коричневого цвета. По всему участку видны следы прохождения тяжелой техники, в северной части участка размещены отвалы суглинков.
Указанные нарушения были выявлены должностными лицами в ходе проведения проверки в отношении ООО "Центр-Известняк" после истечения сроков освоения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения их собственником, что свидетельствует об ухудшении качественного состояния земель.
Законодательство обязывает собственников земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, выполнять установленные требования и обязательные мероприятия именно по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Однако должностным лицом и судьей районного суда установлены обстоятельства в деятельности ООО "Центр-Известняк", свидетельствующие об обратном.
По изложенным основаниям, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному и обоснованному выводу, что бездействие ООО "Центр-Известняк" образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении не раскрыт перечень конкретных мероприятий, подлежащих обязательному выполнению, а так же не приведено доказательств о том, что именно в период владения земельными участками ООО "Центр-Известняк" произошло ухудшение состояния земельных участков, не могут служить основаниями к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку деятельность юридического лица должна приводить к улучшению характеристик земель.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте, в связи с чем, не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах состоявшиеся акты по делу об административном правонарушении сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областях от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Одоевского районного суда Тульской области от 24 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Центр-Известняк" по доверенности Зеленской Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.