Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 2 марта 2016 года по делу по иску Кузьминовой Н.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Кузьминова Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии с уменьшением пенсионного возраста на пять лет на основании ст.ст. 33-34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей было отказано, в связи с недостаточным возрастом, поскольку не подтвержден факт её проживания в зоне с правом на отселение.
Указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала по адресу: "адрес", который был отнесен к зоне с правом на отселение.
Просила установить факт ее постоянного проживания по указанному выше адресу и обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кузьминова Н.И. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Узловским городским судом Тульской области 2 марта 2016 года постановлено решение, которым исковые требования Кузьминовой Н.И. удовлетворены.
Суд установилфакт ее проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес"; обязал пенсионный орган назначить и выплатить досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая и Узловском районе Тульской области, согласно доверенности Татаринову Н.В., возражения Кузьминовой Н.И., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, имеющие страховой стаж не менее 15 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года и дополнительно на один год за каждые три года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на один год и дополнительно на один год за каждые четыре года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.
Исходя из примечания к статьям 32-35 названного Закона Российской Федерации, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28 декабря 1991 года "адрес" был отнесен к зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года на основании постановления Правительства Российской Федерации N 1582 от 18 декабря 1997 года - территория "адрес" стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста, как лицу, проживающей в различных зонах радиоактивного загрязнения.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминовой Н.И. было отказано в назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста, поскольку ее проживание в зоне радиоактивного загрязнения не подтверждено необходимыми документами.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузьминова Н.И. была зарегистрирована по адресу: "адрес", однако, фактически постоянно проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес".
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, в том числе и справкой администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района о том, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала постоянно без регистрации по адресу : "адрес", данными амбулаторной карты истца, где указан в спорный период тот же адрес проживания, показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, которые достоверно подтвердили суду, что Кузьминова Н.И. после окончания техникума с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации постоянно проживала в "адрес".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу со ссылкой на положения пунктов 7, 8 ст. 13, ст. ст. 33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года о том, что истец имеет право на льготу по снижению общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, поскольку установилфакт проживания Кузьминовой Н.И. на территории радиоактивного загрязнения.
Суд первой инстанции правомерно указал, что истцу пенсия по старости должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований. Оценка доказательств произведена судом по правилам ст.67 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что регистрация является обстоятельством, отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства, по мнению судебной коллегии является необоснованным, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
По данному делу в процессе его рассмотрения суд установил, что, несмотря на наличие регистрации в "адрес" Кузьминова Н.И. постоянно проживала, в спорный период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации в "адрес", и как следует из материалов дела, представленных в апелляционную инстанцию данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в адекватном размере.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 2 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.