Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 9 февраля 2016 года по иску Албановой Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на перерасчет трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Албанова Е.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области о признании права на перерасчет трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения заработков.
В обоснование заявленных требований указала, что является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 1 месяц 21 день. Поскольку ответчиком применен коэффициента отношения заработков 1,2, она обратилась с заявлением о применении к расчету ее пенсии коэффициента отношения заработков 1,7 как лицу, проживающему (работающему) в районах Крайнего Севера. Ответчик произвел перерасчет ее пенсии с применением повышенного отношения заработков 1,7 с ДД.ММ.ГГГГ, с чем она не согласна.
Просит признать за ней право на определение расчетного размера трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации заработков в размере 1,7 с ДД.ММ.ГГГГ, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации заработков в размере 1,7 с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Албанова Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Коллер Ю.М. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 09.02.2016 года исковые требования Албановой Е.А. удовлетворены.
Суд признал за Албановой Е.А. право на определение расчетного размера трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации заработков в размере 1,7 в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ заработков в размере 1,7 в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковске и Новомосковском районе Тульской области по доверенности Коллер Ю.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившей решение суда отменить, возражения Албановой Е.А., просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Албановой Е.А. назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N340-1 "О государственных пенсиях Российской Федерации", отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за этот же период, принимаемое для расчета пенсии, установлено в размере 1,2.
ДД.ММ.ГГГГ Албанова Е.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области с заявление о перерасчете ее пенсии с учетом повышенного отношения заработков, равного 1,7.
С ДД.ММ.ГГГГ Албановой Е.А. произведен перерасчет пенсии с применением повышенного отношения заработков в размере 1,7, в связи с ее работой в районах Крайнего Севера на территории "адрес" вахтовым методом.
Письмом ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N Албановой Е.А. разъяснено, что оснований для перерасчета пенсии с учетом повышенного отношения заработков с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку сведения о ее работе в районах Крайнего Севера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Албанова Е.А. указала, что имеет право на перерасчет пенсии с применением повышенного отношения заработков, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" от 22 апреля 2003 года N 3.
В силу пункта 4 Разъяснения N 3 от 22 апреля 2003 года лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработков учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной им в Определении от 12.07.2006 года N261-О определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, законодатель установил, что работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства. Согласно ст.300 Трудового кодекса Российской Федерации при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых.
Как усматривается из трудовой книжки Албановой Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в "данные изъяты", то есть, в местности, относящейся к районам Крайнего Севера.
Согласно справке о фактической сумме заработка, выданной "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Албановой Е.А. при назначении пенсии, заработная плата дана с учетом районного коэффициента 1,8.
В соответствии со сведениями об уплаченных страховых взносах с ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, территориальные условия работы истца указаны - РКС.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 года N165/15 утвержден районный коэффициент 1,8 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга.
Исходя из представленных Албановой Е.А. при назначении пенсии документов, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области было известно о работе истца в районах Крайнего Севера, в связи с чем, при определении расчетного размера пенсии истца должно было быть применено повышенное отношение заработков в размере 1,7.
Таким образом, принимая во внимание, что Албанова Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в "данные изъяты", расположенном в "адрес", которое относится к районам Крайнего Севера, перечень которых утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 01.01.1983 года N12, при обращении к ответчику за назначением пенсии ею были представлены сведения о ее работе в районах Крайнего Севера, суд первой инстанции обоснованно указал, что ответчиком не исполнена обязанность по перерасчету пенсии Албановой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) Албановой Е.А. должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ с установлением повышенного отношения заработков размере 1,7, с момента, когда у Албановой Е.А. возникло право.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод ответчика о том, что перерасчет пенсии истца не может быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ гола, поскольку с заявлением Албанова Е.А. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что при назначении пенсии истцом были представлены документы, подтверждающие ее работу в районах Крайнего Севера, перерасчет пенсии должен был быть произведен ей с ДД.ММ.ГГГГ, с момента возникновения у нее права, а не с момента подачи заявления о перерасчете.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллеги признает несостоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, не подтверждаются материалами гражданского дела и иными письменными доказательствами в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения. Данные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и основаны на неправильном толковании и понимании норм материального права.
Правовых оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 9 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новомосковск и Новомосковском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.