Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Бугакова О.А.,
при секретаре Дорошкове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Демидовой Н.А. на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 05 февраля 2016 года по делу по административному иску Демидовой Н.А. к главе администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области Жерздеву В.А., администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению проверки соблюдения земельного законодательства и использованию земельного участка под парковку, ликвидации незаконной парковки.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
установила:
Демидова Н.А. обратилась в суд с административным иском к главе администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области Жерздеву В.А. о признании бездействия незаконными, нарушающими ее права и законные интересы, обязании провести проверку соблюдения земельного законодательства и использования земельного участка под парковку, принятии мер для ликвидации незаконной парковки путем засыпки землей с посевом газона, насаждений, установки ограждений.
В обоснование заявленных требований Демидова Н.А. указала на то, что в 2008 году жителями дома *** во дворе дома незаконно организована парковка.
Собрание жителей по поводу организации парковки состоялось 06 августа 2012 года, однако протокол собрания не составлялся, письменных согласований с соответствующими организациями не производилось, что свидетельствует о самовольном незаконном использовании земельного участка под стоянку автомобилей жителями указанного дома, за что предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.
Парковка в нарушение санитарных норм и правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 организована на расстоянии менее 15 метров, с нарушением плана застройки, вместо газона, озеленения, детской площадки, на газоне стоят транспортные средства, бордюрный камень занижен.
Кроме этого, Правила дорожного движения в жилой зоне запрещают стоянку транспортных средств с работающими двигателями.
В результате незаконно организованной парковки она вынуждена дышать выхлопными газами, поскольку проживает на первом этаже, во дворе пыль, что нарушает ее право на безопасную окружающую среду.
Обращения с 2008 года к административному ответчику по факту организации незаконной парковки оказались безрезультатными.
В ответ на ее последнее обращение от 03 сентября 2015 года Губернатору Тульской области, глава муниципального образования г. Новомосковск Жерздев В.А. в своем ответе от 25 сентября 2015 года не принял решение в соответствии с законом по факту незаконной организации парковки.
Определением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 11 декабря 2015 года в соответствии с ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования город Новомосковск Тульской области.
В судебном заседании административный истец Демидова Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Административный ответчик глава администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области Жерздев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков главы администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области, администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области по доверенностям Лажевский К.П. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, считая их необоснованными.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 05 февраля 2016 года постановлено:
административное исковое заявление Демидовой Н.А. к главе администрации муниципального образования город Новомосковск Жерздеву В.А., администрации муниципального образования город Новомосковск о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению проверки соблюдения земельного законодательства и использованию земельного участка под парковку, ликвидации незаконной парковки, оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Демидова Н.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Демидовой Н.А., представителя административных ответчиков главы администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области, администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области по доверенностям Лажевского К.П., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Демидова Н.А. проживает в квартире N 30 многоквартирного дома ***.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 22 января 2016 года, жилой дом *** расположен на земельном участке площадью ***, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, имеет кадастровый номер ***.
Демидова Н.А. неоднократно обращалась к Губернатору Тульской области, в администрацию муниципального образования г. Новомосковск по вопросу ликвидации незаконной, по ее мнению, парковки, восстановлении газона, в жилой зоне по адресу: ***, по которым администрацией муниципального образования г. Новомосковск Тульской области принимались меры по выявлению незаконной парковки в жилой зоне по адресу: ***.
Обращение Демидовой Н.А. к Губернатору Тульской области от 03 сентября 2015 года в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" переадресовано администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области для рассмотрения с направлением ответа заявителю.
Указанное обращение Демидовой Н.А. от 03 сентября 2015 года по вопросу несогласия с организацией парковки автомобилей по вышеуказанному адресу рассмотрено администрацией муниципального образования г. Новомосковск и ответ дан заявителю, что подтверждается письмом администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области от 25 сентября 2015 года, из которого следует, что к полномочиям органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации не отнесены полномочия по согласованию установок индивидуальных парковок на земельных участках, принадлежащих собственникам квартир в многоквартирных жилых домах. Сотрудниками администрации муниципального образования г. Новомосковск неоднократно проводились проверки фактов парковки автомобилей, однако нарушений правил благоустройства не выявлено, в связи с чем, у администрации муниципального образования г. Новомосковск отсутствуют правовые основания для принятия мер административного воздействия на собственников автомобилей, припаркованных на придомовой территории. Многоквартирный жилой дом по адресу: ***, согласно публичной кадастровой карте, поставлен на кадастровый учет, имеет границы земельного участка. В случае если решение об организации парковки на общем собрании принималось, но нарушает права собственников, не принимавших участие в собрании, либо голосовании против принятия такого решения, заявителю разъяснено право на его обжалование в судебном порядке.
Разрешая заявленные Демидовой Н.А. требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования город Новомосковск, Закона Тульской области от 07 декабря 2005 года N 655-ЗТО "Об административных комиссиях в Тульской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий и рассмотрению дел об административных правонарушениях", положения об административной комиссии муниципального образования город Новомосковск, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования г. Новомосковск от 06 ноября 2009 года N 2282, пришел к выводу о том, что со стороны административных ответчиков главы администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области, администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области отсутствует бездействие, связанное с выявлением несанкционированной парковки в жилой зоне дома ***.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнить работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанное товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно пп. "ж" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правила), содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Как следует из п. 12 Правил, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в пп. "д" п. 11 Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
01 июля 2012 года между собственниками помещений в многоквартирном доме *** и обществом с ограниченной ответственностью "Ж" заключен договор управления многоквартирным домом.
Тем самым, собственники помещений многоквартирного жилого дома вправе использовать придомовую территорию по своему усмотрению, в том числе под установку ограждений, шлагбаума, детской площадки и другое, а установка ограждения на придомовой территории дома ***, использование такой территории для парковки транспортных средств, осуществляется по усмотрению собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п.п. 1, 3, 5, 6 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений, на межселенной территории муниципального района объектов земельный отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют проверки в границах муниципальных поселений (городских, сельских, межселенной территории) и ограничены в полномочиях территориально, однако, вне зависимости от формы собственности объектов земельных отношений.
Постановлением Правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года N 704 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Тульской области.
Согласно п. 2.25 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тульской области основанием для проведения внеплановой проверки являются: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства; 2) поступление в орган муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах; а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.п. 4, 8 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Новомосковск Тульской области, утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск Тульской области от 02 февраля 2015 года, муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений от имени органа муниципального земельного контроля осуществляет специально уполномоченное структурное подразделение администрации муниципального образования г. Новомосковск - отдел муниципального контроля администрации муниципального образования г. Новомосковск.
Муниципальные инспекторы на территории муниципального образования г. Новомосковск осуществляют контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельного участка или использование без оформленных в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правоустанавливающих документов на землю.
Из имеющихся в материалах дела доказательств, а именно ответов администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области на имя Демидовой Н.А., показаний свидетеля Сердобинцевой А.В., следует, что со стороны администрации муниципального образования г. Новомосковск Тульской области, а именно отдела муниципального контроля администрации муниципального образования г. Новомосковск по обращениям в связи с обращением Демидовой Н.А. по факту незаконной парковки автомобилей в жилой зоне по адресу: ***, проводилась выездная проверка, однако оснований для привлечения собственников автомобилей к административной ответственности не имелось, поскольку ответственность по ст. 8.4-1 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года N 388-ЗТО "Об административных правонарушений в Тульской области" наступает за проезд по газонам, детским площадкам, остановка и стоянка на них транспортных средств. Вместе с тем, в ходе выездной проверки установлено, что автомобили расположены на придомовой территории дома ***, на земляной поверхности, которая не является ни газоном, ни детской площадкой, в связи с чем, оснований для составления протоколов об административных правонарушений в отношении собственников припаркованных автомобилей для последующей передачи на рассмотрение административной комиссии, не имелось.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрацией муниципального образования г. Новомосковск принимались меры к выявлению несанкционированной парковки в жилой зоне по адресу: ***, на обращение Демидовой Н.А. от 03 сентября 2015 года по вопросу несогласия с организацией автопарковки дан мотивированный ответ, ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, благоустройство придомовой территории многоквартирных домов осуществляется ООО "Ж", в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Демидовой Н.А. не имеется.
Суждения в апелляционной жалобе о том, что парковка в жилой зоне по адресу: ***, устроена с нарушением действующего законодательства, не решен вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, не являются основаниями к отмене постановленного по делу решения, поскольку в случае несогласия с имеющейся парковкой на придомовой территории Демидова Н.А. не лишена возможности защищать свои права в ином установленном законом порядке.
Нарушений норм процессуального права, на которые ссылается Демидова Н.А. в апелляционной жалобе, как то, что суд отказал в удовлетворении заявленных ею ходатайств о выходе на место, опросе свидетеля - организатора парковки, в приобщении документов, не являются безусловными основаниями к отмене постановленного по делу решения и не основаны на материалах дела.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 05 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Демидовой Н.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.