Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.В.,
судей Алешиной Е.Э., Котельниковой Л.П.,
при секретаре Гребёнкиной Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глущенко Н.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области о праве на доплату на иждивенца по апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Алешиной Е.Э., судебная коллегия
установила:
Глущенко Н.И. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белакалитвинском районе Ростовской области об установлении факта нахождения на иждивении супруги ФИО10. и признании права на доплату к пенсии на иждивенца, мотивируя требования тем, что он проживает с женой ФИО11., ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения и до 01.12.2015 года получал добавку к пенсии на содержание жены ФИО12., пенсия которой является незначительной. Добавка была назначена пенсионным фондом в виду малой пенсии и болезни жены.
Истец и его супруга других источников доходов, кроме пенсии не имеют.
С 01.12.2015 года на основании решения пенсионного органа фиксированная выплата к страховой пенсии снята.
Ответчик с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2016 года исковые требования Глущенко Н.И. были удовлетворены.
Суд установилфакт нахождения ФИО13., ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, на иждивении мужа Глущенко Н.И., ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. Признал право Глущенко Н.И. на повышенную фиксированную выплату к пенсии на иждивенца - жену ФИО14. и обязал ГУ УПФ Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белокалитвинского района назначить (восстановить) Глущенко Н.И. повышенную фиксированную выплату на иждивенца - жену ФИО15. с 01.12.2015 года.
ГУ УПФ Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белокалвинском районе Ростовской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
В отсутствие истца Глущенко Н.И., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, гражданское дело рассматривается с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ГУ - УПФ Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области по доверенности Пузанову В.С., которая просила решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы и в иске Глущенко Н.И. отказать, оценив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 17 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно нормам статьи 10 указанного Федерального Закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец является получателем трудовой пенсии по старости, совместно проживает с супругой ФИО16., которая также является пенсионером.
По состоянию на 01.11.2015 года истец получал пенсию в размере 14 527, 32 рублей, в том числе фиксированную надбавку на иждивенца - супругу ФИО17 в размере 1 426, 20 рублей, пенсия которой составила 8 609 рублей.
Учитывая, что размер пенсии супруги ФИО19. превышает размер прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Ростовской области согласно областному закону Ростовской области от 31.10.2014 года N 247-ЗС в размере 6 775 рублей в месяц с 01.01. 2015 года, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФ Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе протокол от 30.11.2015 года рекомендовано пересмотреть размер фиксированной выплаты с 01.12.2015 года без учета повышения на супругу, в связи с утратой ей статуса иждивенца.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения истцом факта иждивения супруги. При этом суд принял во внимание копии паспортов и трудовых книжек Глущенко, справки о размере пенсии, справки о регистрации по месту жительства, свидетельство о заключении брака.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного суда Российской Федерации N 1260-О-О от 30.09.2010 года понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Так, к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, относится, в числе прочих, его супруг (супруга), достигший возраста 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин) либо являющийся инвалидом, т.е. получатель трудовой пенсии по старости или инвалидности.
Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Согласно нормам статьи 10 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с областным законом Ростовской области от 31.10.2014 года N 247-ЗС "О внесении изменений в ст.4.1 Областного Закона "О прожиточном минимуме в Ростовской области" величина прожиточного минимума пенсионера в Ростовской области с 01.01.2015 года составляла 6 775 рублей.
Материалами дела подтверждено, что супруга истца ФИО20 имеет самостоятельный источник средств к существованию в виде страховой пенсии по старости в размере 8 609 рублей, а также является получателем мер социальной поддержки в сумме 664, 65 рублей, что в совокупности составляет 9 274, 43 рублей, и, соответственно превышает установленную Областным Законом Ростовской области от 31.10.2014 года N 247-ЗС в Ростовской области величину прожиточного минимума пенсионера в Ростовской области с 01.01.2015 года в размере 6 775 рублей.
Кроме того, из анализа приведенных правовых норм следует, что для признания лица находящимся на иждивении необходимо, в том числе установление нуждаемости в постоянной посторонней финансовой помощи, а, следовательно, подлежит доказыванию постоянность источника средств существования и установление факта того, что такой источник является основным для существования.
Таких доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и подтверждающих нуждаемость супруги истца в постоянной финансовой помощи и что материальная помощь супруга являлась основным источником для существования ФИО21 истцом суду не представлено.
Материалами дела подтверждено, что супруга истца - ФИО22., проживающая по адресу г. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 2013 года в МБУЗ Белокалитвинского района "ЦРБ" не обращалась (л.д. 64)
За период с 01.01.2015 года по 31.11.2015 года среднемесячный доход истца составил 13 622, 14 рублей, из них пенсия 13 066, 12 рублей и меры социальной поддержки 556, 02 рублей, а среднемесячный доход супруги ФИО23. составил 9 274, 43 рублей, из них пенсия 8 609, 78 и меры социальной поддержки в сумме 664, 65 рублей. Таким образом, среднедушевой доход семьи составил 11 448, 29 рублей (расчет: 22 896, 57 : 2). Следовательно, содержание, которое мог представлять истец Глущенко Н.И. своей супруге ФИО24 составляет 2 173, 86 рублей (расчет: 11 448, 29 - 9 274, 43), что ниже собственного дохода истицы.
С учетом приведенного расчета, ФИО25. не могла состоять на иждивении супруга, поскольку имела свой постоянный и основной источник дохода в виде пенсии, а приходящаяся на нее доля совместных доходов значительно ниже ее собственного дохода.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел приведенных выше обстоятельств, а также не принял во внимание отсутствие доказательств по делу. В связи с этим решение суда, которым установлен факт нахождения ФИО26., ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, на иждивении у истца Глущенко Н.И., ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, неправомерно, вследствие чего оно подлежит отмене.
Поскольку данных свидетельствующих о том, что Глущенко Н.И. оказывал супруге ФИО27. такую материальную помощь, которая была для нее постоянным и основным источником существования материалы дела не содержат правовых оснований для удовлетворения иска Глущенко Н.И. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым в иске Глущенко Н.И. к ГУ УПФ Российской Федерации в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области о праве на доплату на иждивенца отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 28 мая 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.