Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе судьи-председательствующего Ткаченко Л.И.
судей Немирова А.В., Малиновского В.В.
с секретарем Бубашвили И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковой А.А. к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Администрации г.Таганрога по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 января 2016 г. Выслушав доклад судьи Немирова А.В., судебная коллегия
установила:
Жукова А.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Администрации г.Таганрога о признании права на получение социальной выплаты, права на дополнительную жилую площадь, обязании включить в список получателей государственного жилищного сертификата, ссылаясь на то, что она принимала участие в 1987-1988 годах в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 2-й группы, инвалидность связана с работами на ЧАЭС, имеет правительственную награду-медаль "за спасение погибавших", а также является ветераном труда.
Истец полагала, что она имеет право требовать предоставления, в том числе и дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м., исходя из расчета (42 кам.-29 кв.+15 кв.), то есть 27,1 кв.м. При этом указывала, что право на дополнительную жилую площадь инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС подтверждается особым правовым статусом-удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. При этом справки о тяжелых формах хронических заболеваний необходимы для инвалидов общего заболевания для первоочередного получения жилой площади.
Несмотря на то, что новой редакцией базового закона и постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153 была изменена форма предоставления жилья инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, истец считала, что она имеет право на дополнительную жилую площадь.
В 2010 году по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья истец провела отчуждение принадлежащего ей жилого помещения площадью 29.9 кв.м. Истец выражала несогласие с областным законом от 7 октября 2005 года N363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" относительно того, что будут учитываться действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за 15 лет.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просила суд обязать Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области признать за Жуковой А.А. право на получение социальной выплаты и включить в список получателей государственного сертификата (социальной выплаты) для приобретения жилого помещения в 2016 году. Обязать Министерство Строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области признать за Жуковой А.А. право на получение дополнительной площади в размере 15 кв.м. Обязать Администрацию г.Таганрога, Отдел жилищной политике и ипотечному кредитованию включить Жукову А.А. в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством на 2016 год.
Ответчик возражали против иска.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 января 2016 года иск удовлетворен частично.
Суд признал за Жуковой А.А. право на получение социальной выплаты -государственного жилищного сертификата в 2016 году.
Обязал Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области включить Жукову А.А. в сводный список получателей государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) в 2016 году.
В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области просило отменить решение суда в части удовлетворенных судом требований.
По мнению данного ответчика, Жуковой А.А. не может быть выдан сертификат, и она не может быть включена в сводный список граждан - получателей сертификатов, поскольку право на получение сертификата предоставляется гражданину-участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв.м. Поскольку норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты составляет 33 кв.м., а в 2010 году Жуковой А.А. произведено отчуждение жилого помещения общей площадью 29,9 кв.м., разница между общей площадью, установленной нормативами и площадью отчужденных Жуковой А.А. жилых помещений составляет менее 18 кв.м. - а именно, 3,1кв.м. По мнению Министерства, судом неверно применены нормы материального законодательства. Судом не учтено то, что истцом не были представлены все необходимые документы для
Ответчик обращал внимание на то, что Жукова А.А. включена в общеобластной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в получении субсидии, что является основанием для предоставления ей субсидии на обеспечение жильем.
В возражениях Жукова А.А. просила отклонить доводы апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства поддержала доводы жалобы. Истец просила жалобу отклонить. Представитель администрации полагался на судебное усмотрение.
Проверив законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 57 ЖК РФ, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N153 (в ред. от 23.09.2015 г.), Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 года N363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Суд отклонил доводы представителя ответчика Министерства о том, что истец не может быть включена в сводный список граждан получателей сертификата в планируемом году по причине отчуждения истцом жилого помещения при неистечении 15-ти летнего срока,указанного в Областном законе Ростовской области, и по тем основаниям, что размер общей площади жилого помещения, определенный как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площади отчужденных Жуковой А.А. жилых помещений составляет менее 18 кв.м. Суд счел, что в ст. 12 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года N363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" указано о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее 15-ти лет со дня совершения гражданско-правовых сделок с жилым помещением, а Жукова А.А. была принята на учет как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в общем и льготном списке (как пострадавшая от аварии на Чернобыльской АЭС, инвалид 2-й группы) с 17.06.1998 года, составом семьи 1 человек, то есть до принятия вышеназванного Областного закона.
Судом установлено, что истец нуждается в улучшении жилищных условий (получении социальной выплаты) в виде государственного
жилищного сертификата как инвалид ЧАЭС. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме социальной выплаты (предоставления жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма) истцу на момент рассмотрения настоящего дела по существу не предоставлены.
Суд счел возможным признать за Жуковой А.А. право на получение социальной выплаты -государственного жилищного сертификата в 2016 году и обязать Министерство Строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области включить Жукову А.А. в сводный список получателей государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) в 2016 году.
По мнению судебной коллегии, в оспариваемой части решения имеет место несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права, что является основаниями для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке в соответствии со ст.330 ГПК РФ.
Согласно ст. 57 п.8 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В силу п. 16.2 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 23.09.2015) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", В случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16(1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Федеральное законодательство изначально предоставляет приоритет законодательству субъекта РФ при определении периода учета упомянутых гражданско-правовых сделок, предшествующего выдаче сертификата. В случае отсутствия законодательного регулирования на уровне субъекта РФ применяется минимальный пятилетний срок.
В соответствии со ст. 1 п. 12 вступившего в действие с 28.10.2005г. Областного закона Ростовской области (РО) от 07.10.2005 N 363-ЗС (ред. от 27.11.2014) "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 18 этого Закона, настоящий Областной закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 марта 2005 года.
Таким образом, из совокупности действующего федерального и областного законодательства РО следует, что существенным обстоятельством по спорным правоотношениям является установление необходимости применения 5 или 15-летнего периода для учета упомянутых гражданско-правовых сделок, предшествующего выдаче сертификата. Из смысла данных норм законодательства также следует, что отправной точкой течения срока ( периода) является начальный момент действия или дата совершения гражданско-правовой сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные действия и сделки должны быть совершены именно лицами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Время, дата признания лица нуждающимся в жилом помещении не являются значимыми и не влияют на необходимость соблюдения и применения установленных указанными действующими актами сроков. При этом учет минимального 5-ти, а не 15-летнего срока, может иметь место до начального периода, на который распространено действие Закона РО N 363-ЗС, если сделка ( действие) произведены до 01 марта 2005г.
Сделка дарения, в результате которой истец произвела отчуждение принадлежащей ей квартиры по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в пользу сына, Жукова А.М., совершена 19.05.2010г., т.е. после вступления в действие указанного областного Закона и установленного ст.18 начала времени его применения. Согласно п. 16.2 Правил и ст. 1 п. 12 Закона РО N 363-ЗС, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты истцу, должен определяться как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного ею (33квм. -29,9кв.м=3,1кв.м.). Право же получение сертификата предоставляется гражданину-участнику подпрограммы только в случае, если размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв.м. ( п.16.2 Правил).
Кроме того, судом не учтено следующее. В силу положений постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 23.09.2015) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", предоставление гражданину государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в виде социальной выплаты, его выпуск и погашение являются расходными обязательствами федерального бюджета РФ и федеральных органов; такой сертификат является именным. Требование лица о праве на выдачу государственного сертификата в 2016г., направленное только к муниципальным органам, либо органам власти и управления субъекта РФ, может считаться законным в том случае, если этими органами получен от федеральных органов именной сертификат на конкретного гражданина, но по виновному бездействию муниципальных, областных властей он ему не выдан. В данном случае государственный сертификат для Жуковой А.А. на 2016г. полномочным федеральным органом не изготовлен, не направлен в органы власти и управления субъекта РФ или муниципальные органы для его выдачи истцу.
Таким образом, в соответствии с действующим законом и обстоятельствами дела суд не имел оснований к признанию за Жуковой А.А. права на получение государственного жилищного сертификата в 2016г. и понуждению Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области включить Жукову А.А. в сводный список получателей государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) в 2016 году. В удовлетворении данных требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 января 2016 года в оспариваемой части отменить и вынести в данной части новое решение, которым отказать Жуковой А.А. в удовлетворении иска к администрации г.Таганрога, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата в 2016г. и о понуждении Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области включить Жукову А.А. в сводный список получателей государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) в 2016 году.
определение изготовлено в полном объеме 25.05.16
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.