Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе судьи-председательствующего Ткаченко Л.И.
судей Немирова А.В., Малиновского В.В.
с секретарем Бубашвили И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулинченко Л.Я. к Администрации г.Таганрога, МУП "Управление защиты от чрезвычайных ситуаций населения и территории г.Таганрога" по апелляционной жалобе Администрации г.Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 февраля 2016 г. Выслушав доклад судьи Немирова А.В., судебная коллегия
установила:
Кулинченко Л.Я. обратилась в суд с иском к Администрации г.Таганрога, МУП "Управление защиты от чрезвычайных ситуаций населения и территории г.Таганрога" о признании права на получение единовременной и финансовой материальной помощи, обязании включить в список на получение единовременной и финансовой материальной помощи, обязании осуществить выплату. Указала, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной стихийными явлениями (ЧС) произошедшей на территории г. Таганрога 24.09.2014 года, дом, в котором проживает истец и члены ее семьи, пострадал, ею частично утрачено имущество первой необходимости.
08.10.2014 года истец подала заявление на получение компенсационных выплат от ЧС в г.Таганроге в МАУ "МФЦ г.Таганрога", приложив к заявлению копию паспорта, копию договора купли-продажи жилого дома, копию домовой книги с пропиской. 28.10.2014 года был проведен осмотр дома экспертной комиссией, документально зафиксированы факты повреждения кровли дома и некоторого ее домашнего имущества.
Истец неоднократно обращалась в Администрацию г.Таганрога в апреле и мае 2015 года, но получала отказ в выплате, со ссылкой на то, что в акте визуального обследования дома не зафиксирована утрата предметов первой необходимости, а дом не относится к имуществу первой необходимости. На последнее обращение истца от 08.06.2015 года о включении её в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, был получен ответ о том, что к заявлению приложен не полный пакет документов, установленных п. 1.6 Постановления Администрации г.Таганрога от 22.08.2014 г. N2626.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просила суд обязать Администрацию г.Таганрога и Управление ЧС включить её в списки граждан, пострадавших от ЧС 24.09.2014 г. Признать за ней право на получение единовременной материальной и финансовой помощи и обязать Администрацию г.Таганрога произвести выплаты материальной и финансовой помощи.
Ответчики возражали против иска.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 февраля 2016 года иск удовлетворен частично.
Суд признал за Кулинченко Л.Я., как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации вызванной подтоплением на территории г.Таганрога Ростовской области 24 сентября 2014 года, право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей.
Обязал Администрацию г.Таганрога и Муниципальное бюджетное учреждение "Управление защиты от чрезвычайных ситуаций населения и территории г.Таганрога" включить Кулинченко Л.Я. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории г.Таганрога Ростовской области 24 сентября 2014 года,
Обязал Администрацию г.Таганрога произвести выплату Кулинченко Л.Я. единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
В апелляционной жалобе Администрация г. Таганрога просила отменить решение суда.
Данный ответчик в жалобе по сути повторял доводы, изложенные им в суде первой инстанции, о том, что, по мнению администрации, истцом не представлено доказательств, подтверждающих утрату принадлежащего ей имущества первой необходимости. Акт обследования комиссии от 28.10.14 не содержит в себе указания на повреждение ( утрату) имущества первой необходимости. По существу решение суда оспорено в части удовлетворенных судом требований, т.к. доводов о неправильности, незаконности в части решения суда, которой отказано в иске, не имеется.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков поддержали доводы жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался нормами ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, распоряжением Губернатора РО от 24.09.2014 N 239 (ред. от 26.09.2014) "О дополнительных мерах по функционированию территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 N 93-р "О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие метеорологических и морских гидрометеорологических опасных явлений (очень сильного ветра и сгонно-нагонных явлений), произошедших на территории Ростовской области 24 сентября 2014 г., бюджетных ассигнований в размере 583035,0 тыс. рублей".
Суд пришел к выводу о том, что указанные в акте визуального обследования от 27.10.2014 года повреждения крыши дома, следы затопления на потолке в комнате, повреждение имущества (намокший ковер, сгоревший блок питания) не может быть отнесено к примерному перечню имущества первой необходимости, не подтвержден факт невозможности и непригодности эксплуатации такого имущества, либо его полной утраты. При таких обстоятельствах у истца не имеется права на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей.
Суд пришел к выводу о том, что Кулинченко Л.Я. причинен ущерб, и она является пострадавшей от чрезвычайной ситуации 24.09.2014 г., имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей; за ней следует признать такое право на указанную выплату, она должна быть включена в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории г.Таганрога 24.09.2014 года. Суд указал, что необходимые денежные средства были выделены пострадавшим из бюджета РО, а отсутствие истца в ранее сформированных списках граждан являет собой вину ответчиков, и не может умалять право истца на получение помощи в сумме 10000руб.
По мнению судебной коллегии, выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, находящимися в материалах дела. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные ответчиком в суде первой инстанции, и связаны с неверной трактовкой закона и обстоятельств дела. Они не могут быть приняты.
На основании п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" ( утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи:
пп. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
пп. "д" оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Форма заявления для получения обоих видов помощи одинакова - она указана приложении N 9.
В силу федерального законодательства и законодательства Ростовской области, для включения в списки пострадавших и получения единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей от гражданина не требуется представления доказательств повреждения, утраты его имущества первой необходимости - необходимо своевременно подать заявление для получения единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей.( п.11 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" ( утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), п.7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", п.9.4 постановления Правительства РО от 16.06.2014 N 439 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций").
П. 10,11 Правил, утвержденных постановлением администрации г. Таганрога от 22.08.2014 N 2626 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации города Таганрога на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций" ) дополнительно требуют от гражданина предоставления удостоверяющего его личность документа и доказательства регистрации его и членов его семьи в качестве проживающих в зоне ЧС и СБ в виде справок о составе семьи, и о праве на занимаемое гражданином жилое помещение. Указанное заявление и документы истцом были предоставлены.
Актом комиссии от 28.10.2014 года зафиксированы факты повреждения кровли дома истца и некоторого домашнего имущества вследствие ЧС.
Таким образом, в силу ст. 18 ч.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.11 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" ( утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), налицо доказательства тому, что истец действительно является пострадавшей от ЧС, ей причинен ущерб, и, как следствие, она нуждается в единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей. Гражданин, проживающий в зоне в момент ЧС или СБ, обратившийся за помощью и представивший доказательства повреждения любого принадлежащего ему имущества, является пострадавшим и претерпевшим ущерб, поэтому вправе рассчитывать на получение установленной государством минимальной и единой для всех в суммарном выражении стандартной единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей, в отличие от получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 50000 или 100000 руб., для приобретения права на которую гражданину требуется доказать частичную или полную утрату имущества первой необходимости.
В силу п. 9.4 постановления Правительства РО от 16.06.2014 N 439 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Ростовской области на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций" основаниями для предоставления единовременной материальной помощи в сумме 10000руб. являются заявления граждан, список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях. Истец подала заявление ответчику по установленной форме, указав, что является пострадавшей от ЧС, что было подтверждено актом от 28.10.2014. Внесение истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, зависело от своевременных действий администрации г.Таганрога, а не Кулинченко Л.Я. Однако в установленном упомянутыми нормативными актами порядке ответчиком этого сделано не было. Бездействие ответчика привело к нарушению установленного ст. 18 Закона 68-ФЗ права истца на получение единовременной материальной помощи из муниципального и вышестоящих бюджетов. Вследствие этого вывод суда о том, что именно администрация г.Таганрога обязана произвести выплату в пользу истца 10000 руб. в качестве единовременной материальной помощи, соответствует обстоятельствам дела и ст. 15,1064 ГК РФ.
Суд с достаточной полнотой установилфактические обстоятельства дела и на основании подлежащих применению в данном случае норм права, представленных и исследованных доказательств, их надлежащей оценки, пришел к обоснованным выводам, изложенным в решении.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 05 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Таганрога - без удовлетворения.
определение изготовлено в полном объеме 25.05.16
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.