Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.
судей Кушнаренко Н.В., Сеник Ж.Ю.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каспаровой А.И. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону, Паршин А.А., Департамент координации строительства и перспективного развития Ростовской области, Правительство Ростовской области, об обеспечении отдельной жилой площадью, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 17 февраля 2016 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с настоящим иском, указав, что является матерью несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р. Ее сын страдает тяжелым психическим заболеванием. Данное заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН N "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". В перечень включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно справке ВК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.06.2014 Городского психоневрологического диспансера, ФИО3 страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм.
Каспарова А.И. состоит с составом семьи 3 человека на квартирном учете и включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.
Истец полагает, что в соответствии с нормами действующего законодательства ей должно быть предоставлено жилое помещение, общей площадью не менее 18кв.м, на каждого члена семьи.
На основании изложенного, истец просила суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить благоустроенную квартиру не менее 18кв.м на каждого члена семьи.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2016 иск Каспаровой А.И. удовлетворен частично. Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить ФИО11, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, по договору социального найма на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления и с учетом права на дополнительную жилую площадь, что составляет не менее 35кв.м, находящееся в пределах г. Ростова-на-Дону. В остальной части иска Каспаровой А.И. судом отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда как принятое с нарушением норм материального права отменить и в иске отказать.
Ссылаясь на положения Конституции РФ, ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ЖК РФ, Областной закон Ростовской области "Об областном бюджете на 2016 год", апеллянт обращает внимание на то, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих инвалидов, РФ переданы органам государственной власти субъектов РФ и осуществляется за счет средств субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом для осуществления данных полномочий. Поскольку семья истца встала на учет после 01.01.2005, то, по мнению апеллянта, предоставление ей помещения является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Следовательно, возложение на органы местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением является прямым нарушением норм материального права.
Кроме того, автор жалобы указывает, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Поскольку истцом заявлены требования об обязании предоставить жилое помещение по тем основаниям, что семья состоит на учете нуждающихся и включена в отдельный список внеочередного предоставления жилья как семья, в составе которой имеется ребенок-инвалид, то требования к Администрации города как к органу местного самоуправления не подлежат удовлетворению, а вывод суд о наличии таких полномочий у Администрации города основан на неверном толковании норм материального права.
Постановка истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении органом местного самоуправления само по себе, по мнению апеллянта, не является основанием для возложения именно на Администрацию города обязанности предоставить жилое помещение.
Апеллянт обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что заболевание Каспарова А.А. является хроническим и тяжелым, в связи с чем Администрация г. Ростова-на-Дону полагала необходимым проведение судебной экспертизы, в назначении которой судом было отказано.
Податель жалобы указывает на отсутствие в материалах дела мотивированного определения суда об отказе в ходатайстве ответчика в назначении судебной экспертизы.
На апелляционную жалобу поступили возражения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии Каспаровой А.И., Паршина А.А., представителей администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности, представителя Департамента координации строительства и перспективного развития Ростовской области по доверенности, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено, и это следует из материалов дела, что Каспарова А.И., ее супруг Паршин А.А. и сын ФИО3 зарегистрированы по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, где фактически и проживают.
Распоряжением главы администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 06.10.2014 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН семья истца, состоящая из 3 человек, признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Сын Каспаровой А.И. - ФИО3, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что и явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Исходя из норм ст. ст. 51, 57 ЖК РФ, руководствуясь Постановлениями Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 и от 21 декабря 2004 года N 817, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом исковых требований, возложив на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанность предоставить ФИО3, с учетом имеющегося у него заболевания, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, по договору социального найма на состав семьи 1 человек в соответствии с нормой предоставления и с учетом права на дополнительную жилую площадь, что составляет не менее 35кв.м, находящееся в пределах г. Ростова-на-Дону.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится ФИО3.
Являясь получателем жилищной льготы, ФИО3 вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Принимая во внимание, что органом местного самоуправления ФИО3 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признан малоимущим и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, страдает тяжелой формой хронического заболевания, проживает в квартире по договору социального найма, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования и возложил на администрацию города обязанность предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у истца заболевания, с наличием которого закон связывает возникновение права на внеочередное обеспечение жилым помещением, несостоятелен как противоречащий представленным в деле документам, выданным медицинскими учреждениями. Доказательства же, опровергающие содержащуюся в данных документах информацию, ответчиком в дело представлены не были. Более того, именно в связи с заболеванием, указанным в упомянутом выше перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, ФИО3 включен администрацией района в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, на Администрацию города является не обоснованным и незаконным, судебная коллегия не может принять во внимание в силу следующего.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления, на что правильно указано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы представителя ответчика фактически выражают его несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Ввиду того, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда или данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения, но имели существенное значение, - то они не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 26.05.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.