Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Корниенко Г.Ф.,
судей Нестеровой Е.А., Авиловой Е.О.,
при секретаре Афанасьевой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таранова СН к ГУ УПФР в г. Волгодонске о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Таранова С.Н. на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Таранов С.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г. Волгодонске о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии, на основании того, что с 5 декабря 2014г. он является получателем пенсии по старости.
Расчет пенсии истец полагает неверным, поскольку ответчик не включил в страховой стаж периоды его работы в крестьянском хозяйстве "Вера" с 20 марта 1992г. по 31 декабря 1994г., с 01.01.1998г. по 31.12.2002г.
Решением ГУ УПФР от 10 февраля 2015г. истцу отказано во включении в страховой стаж указанных периодов работы, по причине отсутствия сведений об отчислении страховых взносов.
Такое решение Таранов С.Н. считает незаконным, так как в спорные периоды им производились отчисления страховых взносов в УПРФ. Кроме того, по мнению истца, неуплата страховых взносов не является основанием для исключения из страхового стажа оспариваемых периодов работы.
На основании изложенного истец просил обязать ГУ УПФР в г. Волгодонске зачесть в страховой стаж период работы в крестьянском хозяйстве "Вера" с 20 марта 1992г. по 31 декабря 1994г., с 01.01.1998г. по 31.12.2008г. и произвести перерасчет пенсии с 5 декабря 2014г.
Таранов С.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г.Волгодонске в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2016 года Таранову С.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.
С постановленным по делу решением суда не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного постановления и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, по мотивам незаконности и необоснованности.
Апеллянт, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007г., Федеральный закон от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", считает, что, поскольку контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов возлагается на налоговые органы и органы и территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, риск последствий ненадлежащего исполнения страховых обязательств, не может возлагаться на него.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились (л.д. 61-62).
Согласно ст. 327 ГПК Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Ознакомившись с материалами дела, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит установленных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствовался Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ", учитывал Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утративший силу с 1 января 2002 года Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 года N 340-1.
При этом, суд исходил из того, что в спорные периоды с 20 марта 1992г. по 31 декабря 1994г. и с 01.01.1998г. по 9.07.2008г. истец являлся главой крестьянского хозяйства "Вера", что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 12), свидетельством о государственной регистрации крестьянского хозяйства "Вера" (л.д. 34), уведомлением о снятии с учета организации в налоговом органе (л.д. 35), сведениями индивидуального лицевого счета (л.д. 38,39).
Поскольку судом было установлено, что в период работы в крестьянском хозяйстве "Вера" с 20 марта 1992г. по 31 декабря 1994г. уплата страховых взносов истцом не производилось, а за период с 01.01.1998 год по 31.12.2002 год в ГУ УПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета истец не предоставил, суд пришел к выводу о правомерности отказа ответчика во включении указанных периодов в страховой стаж.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж периода с 1 января 2003г. по 31 декабря 2008г., суд исходил из того, что истец не обращался в пенсионный фонд с заявлением о включении указанного периода в страховой стаж. При этом судом было установлено, что в период с 1 января 2003г. по 31 декабря 20106г. истцом уплата страховых взносов не производилась, а период с 1 января 2007г. по 31 декабря 2008г. включен ответчиком в страховой стаж истца, поскольку страховые взносы были уплачены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца спорные периодов его работы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пп.1 п. 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" истец является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы,, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона N 198-ФЗ от 31.12.2002 г.) определено, что страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплаченных взносах, но не позднее 1 марта.
Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривается, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд РФ (пункт 1 ст. 10); при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13).
Согласно абзацу 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года N 407, поступившие в Пенсионный фонд РФ суммы текущих платежей по страховым взносам, а также счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
Согласно ранее действовавшему Закону РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков и представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежали государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачивались со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключались фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливался Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Налогоплательщиками единого социального налога являлись главы крестьянских (фермерских) хозяйств, признанные в установленном порядке индивидуальными предпринимателями, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств с правами юридического лица с доходов хозяйства от предпринимательской деятельности. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определялся Советом Министров РСФСР. Члены крестьянских хозяйств имели право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывалось все время работы в крестьянском хозяйстве. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.06.91 N 308 "О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР" было предусмотрено, что члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивали страховые взносы по результатам деятельности в целом за год после представления госналогинспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 1 апреля следующего года.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.10.1993 N 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральных формах для исчисления страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определялся как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно пункту 1 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 года N 556-1, в 1991 году все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы в размере 20,6% по отношению к начисленной заработной плате труда; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры, в размере 5% их дохода; работающие граждане - в размере 1% заработка.
Согласно пункту 2 данного Порядка, члены КХ (фермеры) уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
04.06.1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление N 308 "О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР"
Пункт 2 данного Постановления предусматривает, что страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 01 апреля последующего года.
Согласно пункту 3 Постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Впоследствии законодательство в области пенсионного страхования, в области деятельности фермерских хозяйств неоднократно изменялось. Однако неизменным оставалась необходимость регистрации КФХ в налоговых органах, в Пенсионном фонде, представление фермерами отчетов о ведении деятельности, о полученных доходах, о перечислении взносов на обязательное пенсионное страхование на счета, указанные налоговыми органами.
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, неуплата страховых взносов главами фермерских хозяйств, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за деятельностью хозяйств со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
Такую позицию высказал и Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.12.2007 N 950-О-О, согласно которому, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установилправило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая изложенные нормы права, а также то, что неуплата страховых взносов произошла в период работы истца главой КФХ, судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы ответчика о том, что неуплата страховых взносов работодателем не может служить основанием для отказа в зачете периодов работы в страховой стаж.
В данном случае истец, осуществляя трудовую функцию главы КФХ, фактически и являлся "работодателем", который должен был производить страховые отчисления и регистрировать работников в системе персонифицированного учета обязательного пенсионного страхования, согласно нормам Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, они не могут послужить основанием к отмене постановленного решения.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Таранова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 31.05. 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.