Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Чайка Е.А.,
при секретаре Найденовой З.В.,
с участием Закировой С.А., её представителя Лаврентьевой И.В., представителя ДИЗО города Ростова-на-Дону Быкадоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Закировой С.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, заинтересованные лица - Правительство Ростовской области, Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону - о пересмотре кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Закирова С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости.
В обоснование своих требований заявительница указала, что на основании договора аренды земельного участка от 12 августа 2009 года N __, договора от 1 апреля 2014 года о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка она является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , предоставленного в целях эксплуатации лодочной станции.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере ... руб.
Заявительница считает, что при расчёте кадастровой стоимости земельного участка были использованы недостоверные сведения, а именно ошибочно использован удельный показатель кадастровой стоимости не по 8-ой, а по 3-ей группе видов разрешенного использования.
Поскольку видом разрешённого использования земельного участка является "лодочная станция", фактически он используется для отдыха (рекреации), а Классификатором видов разрешённого использования предусмотрено включение в вид разрешённого использования "отдых (рекреация)" размещения сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов, то заявительница считает, что данный земельный участок должен быть отнесён в 8-ю оценочную группу "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по которой ниже, чем по 3-ей группе.
Неверное, по мнению Закировой С.А., использование удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в связи с ошибочным отнесением его к 3-ей группе видов разрешённого использования привело к значительному увеличению кадастровой стоимости, что нарушает её права, как арендатора и плательщика арендной платы.
По этим основаниям заявительница просила суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере ... рублей, исчисленном исходя из удельного показателя для 8-й группы видов разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
В судебном заседании Закирова С.А. и её представитель Лаврентьева И.В. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону Быкадорова Ю.В. представила письменные возражения на административное исковое заявление, заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, Правительства Ростовской области, надлежаще извещённые о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, о невозможности и причинах неявки суд не известили, в ранее поданных письменных возражениях просили в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, т.к. оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере установления кадастровой стоимости земельного участка регулируются положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункты 1, 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения о том, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в качестве одного из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости устанавливает недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в том случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", к недостоверным сведениям об объекте относится, в том числе, неправильное определение вида разрешённого использования земельного участка.
Судом установлено, что на основании договора аренды от 12 августа 2009 года N __, заключённого между ДИЗО г. Ростова-на-Дону и ОАО "Донское акционерное общество по материально-техническому обеспечению предприятий и организаций агропромышленного комплекса Ростовской области" (ОАО "Донагропромснаб"), дополнительного соглашения от 13 июня 2013 года N __ к указанному договору и договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 1 апреля 2014 года, заключённого между ОАО "Донагропромснаб" и Закировой С.А., Закирова С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... Срок договора аренды установлен с 22 июня 2009 года по 22 июня 2058 года. Согласно приложению N ... к договору аренды, арендная плата за пользование земельным участком исчисляется по формуле с использованием величины кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 11 - 17, 98 - 99). Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у административного истца правового интереса в пересмотре кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 3 января 2009 года и имеет вид разрешённого использования "для эксплуатации лодочной станции" (л.д. 18 - 19).
В Ростовской области государственная кадастровая оценка земель была проведена по состоянию на 1 января 2014 года. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена согласно постановлению Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области", и по состоянию на 1 января 2014 года составляет ... руб. (л.д. 20).
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
На момент проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ростовской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определялась в разрезе видов разрешённого использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний, в котором, в частности, перечислены:
земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (пункт 1.2.3);
земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (пункт 1.2.8).
Указанная величина кадастровой стоимости определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для 3-ей группы видов разрешённого использования в составе земель населённых пунктов, указанной в приложении N 3 к постановлению Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 778 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населённых пунктов по кадастровым кварталам, населённым пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешённого использования земельных участков" - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок".
Оценивая доводы административного истца и его представителя о необходимости отнесения спорного земельного участка к 8-ой группе видов разрешённого использования - "земельные участки, предназначенные для объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", суд исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Учтённый в государственном кадастре недвижимости вид разрешённого использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Указанный земельный участок находится в зоне действия градостроительного регламента __ (зоне рекреационных природных комплексов) (л.д. 50), имеет вид разрешённого использования "для эксплуатации лодочной станции", и в соответствии с заявлением ЗАО "Донагропромснаб" о заключении договора аренды земельного участка от 2 июня 2009 года (л.д. 132), распоряжением ДИЗО Администрации города Ростова-на-Дону от 22 июня 2009 года N __ о заключении договора аренды земельного участка (л.д. 130 - 131), договором аренды от 12 августа 2009 года N __ (л.д. 11 - 15) предоставлялся в целях эксплуатации лодочной станции. Следовательно, данный участок должен использоваться в соответствии с его целевым назначением.
Как видно из материалов дела, на спорном земельном участке расположены 2 эллинга, летняя кухня и хозяйственные строения (л.д. 21 - 49).
По мнению административного истца, наличие на территории земельного участка эллингов, предназначенных для хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов; причалов, предназначенных для безопасного подхода маломерных судов и их безопасной стоянки, а также для посадки/высадки пассажиров при совершении речных прогулок; беседок для отдыха и наблюдения за природой, устройства пикников; мостиков для рыбалки; пешеходных дорожек для пеших прогулок, детской игровой площадки, различных переходных мостиков, малых архитектурных декоративных форм и декоративного фонтана свидетельствует о возможности отнесения данного участка к 8-ой группе видов разрешённого использования и определения его кадастровой стоимости, исходя из удельного показателя для 8-ой группы видов разрешенного использования - "для земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения" (л.д. 60 - 88).
Между тем в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, вид разрешённого использования земельного участка "отдых (рекреация)" (код 5.0), не содержит описания такого вида разрешённого использования, как "в целях эксплуатации лодочной станции".
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, т.е. к землям, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Статья 98 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункты 1, 2).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 1 апреля 2015 года N 10-0869-КЛ, основное назначение земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, состоит в организации всех форм отдыха. К указанным земельным участкам относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только земли, расположенные в рекреационных зонах и на специально выделенных территориях. Таковыми признаются земельные участки, предоставленные санаториям, домам отдыха и иным лицам для организации отдыха населения.
Земли рекреационных зон в пределах границ городских и сельских населённых пунктов являются землями поселений, но на них распространяется действие статьи 94 и статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Данные земли не считаются землями в составе земель особо охраняемых территорий, указанных в пункте 2 статьи 94 ЗК РФ.
В соответствии с градостроительным законодательством на территории городских и сельских населённых пунктов наряду с другими территориальными зонами устанавливаются рекреационные зоны. В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. На этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. К ним относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, спортивными и туристскими базами и лагерями, яхт-клубами, лесопарками, учебно-туристскими тропами и маркированными трассами, а также земли пригородных зелёных зон, представляющие собой места отдыха населения и выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции.
Правовой режим территорий, занятых указанными объектами, определяется местными административными актами и положениями и уставами об этих объектах. Согласно ЗК РФ все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Запрещаются те виды деятельности, которые могут препятствовать их использованию по назначению (застройка, земляные работы, не связанные с освоением территории для отдыха, вырубка леса, уничтожение зелёных насаждений). Строительство на этих землях производится только по согласованию с природоохранными органами города. Изъятие земель зеленых зон для государственных и муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях.
Основным признаком, в соответствии с которым земельные участки относятся к землям оздоровительного назначения, является наличие природных лечебных факторов, чем обусловлена возможность использования этих земель в лечебных и оздоровительных целях, к землям рекреационного назначения - использование в целях организованного массового отдыха и туризма. К основным природным лечебным факторам относятся лечебные грязи, минеральные воды, спелеолечение и благоприятные свойства климата.
Между тем доказательств использования спорного земельного участка в указанных целях в материалах дела не имеется; из пояснений, данных в судебном заседании, следует, что он используется административным истцом для отдыха в личных целях, а не в целях организованного массового отдыха и туризма.
Кроме того, при предоставлении земельного участка в аренду возможность использования его в целях отдыха (рекреации) не предусматривалась, поскольку он предоставлялся в целях эксплуатации лодочной станции.
Таким образом, сам по себе факт нахождения земельного участка в зоне градостроительного регламента Р-7/8/01 не свидетельствует о возможности отнесения его к 8-ой группе видов разрешённого использования, и, поскольку рекреационной деятельности на объектах, расположенных на спорном земельном участке, не осуществляется, основания для удовлетворения требований заявления об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, исчисленной исходя из удельного показателя для 8-й группы видов разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Закировой С.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... в размере ... рублей, исчисленном исходя из удельного показателя для 8-й группы видов разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Чайка
Решение в окончательной форме принято 15 марта 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.