Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Дроздовой Н.А.,
с участием:
прокурора Золотых В.В.,
административного истца Павкина М.В.,
представителя административного ответчика Правительства Ростовской области Пилипеевой Н.Л.,
представителя заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Ростовской области Ларичкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административного дело по административному иску Павкина М.В. об оспаривании п. 8.3 (в части) Положения о порядке расходования субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и правилах выплаты инвалидам компенсации страховых премий, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190,
установил:
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190 "О порядке расходования субвенций на выплату инвалидам (в том числе детям-инвалидам) компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и правилах выплаты инвалидам компенсации страховых премий (приложение N 1 к указанному постановлению, далее по тексту - Положение).
Пункт 8.3 Положения предусматривает:
"Компенсация страховых премий выплачивается инвалиду (в том числе ребенку-инвалиду) или его законному представителю на основании заявления о назначении компенсации страховых премий (далее - заявление) в размере 50 процентов от уплаченной им страховой премии по договору.
Гражданин, обратившийся за оказанием услуг по выплате компенсации страховых премий, представляет следующие документы:
заявление об оказании услуг по выплате компенсации страховых премий на бумажном носителе или в форме электронного документа через портал государственных и муниципальных услуг;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
квитанцию об уплате страховой премии по договору;
паспорт транспортного средства, выписанного на имя инвалида или законного представителя ребенка-инвалида;
паспорт гражданина Российской Федерации;
справку медико-социальной экспертизы об инвалидности;
выписку из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением".
Павкин М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца девятого п. 8.3 Положения в части слов "с ручным управлением" (с учетом уточнения требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), мотивируя тем, что является субъектом отношений, регулируемых Положением. По мнению административного истца, оспариваемая норма противоречит ст. 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", конституционным положениям и необоснованно ограничивает права инвалидов, имеющих транспортное средство по медицинским показаниям и не нуждающимся в оснащении транспортного средства ручным управлением, на получение компенсации.
Павкин М.В. имеет высшее юридическое образование (л.д. 24), в связи с чем допущен к участию в рассмотрении дела без привлечения представителя.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Ростовской области Пилипеева Н.Л. не признала административный иск.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Ростовской области Ларичкина Н.Н. возражала против удовлетворения требований Павкина М.В.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Золотых В.В., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Положение является неотъемлемой частью постановления Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190, направлено на урегулирование публичных правоотношений и устанавливает правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий, то есть правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Изложенные признаки позволяют отнести названный акт к числу нормативных правовых актов.
Текст постановления Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190 и утвержденного им положения официально опубликован в газете "Наше время" 29 марта 2012 года (N 150-151 (20806-20807)) с соблюдением требований, закрепленных в ст. 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области".
Нормативный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования (п. 4 постановления Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190).
Порядок опубликования постановления и вступления его в законную силу соблюден.
Постановление, часть которого оспаривается административным истцом, принято в форме, предусмотренной областным законодательством, подписано уполномоченным на то должностным лицом - Губернатором Ростовской области (ст. 54, 60, 61 Устава Ростовской области - Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года N 19-ЗС с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривает, что инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.
Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также из размеров страховых премий, исчисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 528 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно п. 5 упомянутых Правил правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, сама льгота в виде компенсации части страховой премии, круг лиц, имеющих право на её получение и условия, при которых компенсация может быть выплачена, установлены федеральным законодательством.
Органы власти субъекта Российской Федерации, устанавливая процедурные вопросы выплаты компенсации, не вправе выходить за пределы предоставленных им полномочий и устанавливать дополнительные условия реализации инвалидами или их законными представителями права на получение компенсации.
В силу ст. 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" условиями возникновения права на получение компенсации у инвалидов или их законных представителей является наличие транспортного средства в соответствии с медицинскими показаниями, установленными инвалидами.
При этом обязательность установления медицинских показаний на приобретение транспортного средства только с ручным управлением федеральный законодательством не предусмотрена.
Согласно п. 8.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190, подача заявления с приложением документов, перечисленных в п. 8.3 Положения, является обязательным этапом, предшествующим принятию органом социальной защиты муниципального образования решения о назначении компенсации.
В результате принятия оспариваемой нормы возможность получения компенсации ставится в зависимость от представления инвалидом или его законным представителем выписки из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы по определению медицинских показаний на обеспечение транспортным средством только с ручным управлением.
Включение в оспариваемую норму слов "с ручным управлением", необоснованно сужает круг субъектов, которые имеют право на получение компенсации за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Необходимо учитывать, что Перечень медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденный Министерством здравоохранения СССР 11 августа 1970 года, на который в обоснование своих возражений ссылался представитель административного ответчика, был принят в условиях иного правового регулирования, когда мотоколяски с ручным управлением являлись средствами, обеспечение которыми инвалидов, имеющих соответствующие показания, гарантировалось за счет государства.
Статья 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не ставит возможность получения компенсации в зависимость от того, за счет каких средств было приобретено транспортное средство, распространяет действие на случаи наличия любого транспортного средства, а не только мотоколяски. Основания для ограничения действия данной нормы только случаями установления показаний на приобретение транспортного средства исключительно с ручным управлением также отсутствуют.
Ссылка в письменных возражениях представителя Правительство Ростовской области на необходимость представления инвалидом или его законным представителем при обращении за выплатой компенсации выписки из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы по форме 1503011, содержащей указание на ручное управление, признается судом необоснованной, поскольку постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 июня 1984 года N 188, которым была утверждена данная форма, согласно приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 года N 893 включено в перечень актов, не действующих на территории Российской Федерации. Следовательно, истребование документа по указанной форме после названной даты не основано на законе.
В связи с введением в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных" органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новой системы предоставления мер социальной поддержки инвалидов инвалиды утратили право на получение транспортных средств и материальных компенсаций за них из средств федерального бюджета.
Однако в соответствии с действующей редакцией ст. 8, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы предоставлено право разрабатывать инвалидам индивидуальные программы реабилитации, в том числе определять виды, формы, сроки и объем мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (статьи 8 и 11).
Транспортное средство не входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем транспортное средство является одним из видов реабилитации, поскольку, компенсируя ограниченные физические способности, в частности способность к передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов всех категорий, в том числе и детей-инвалидов, а также позволяет облегчить выполнение повседневных действий по уходу за инвалидом (ребенком-инвалидом).
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида может содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны включать в ИПР все необходимые инвалиду реабилитационные мероприятия, в том числе заключение о нуждаемости в приобретении транспортного средства в целях реабилитации по медицинским показаниям.
Разъяснения по этому вопросу даны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письмах от 25 марта 2005 года N 1353-ВС, от 3 июля 2014 года N 20-7/10/П-3670, от 15 сентября 2015 года N 13-5/В-1367.
По изложенным выше основаниям суд признает, что абзац девятый п. 8.3 Положения, утвержденного постановлением Правительство Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190, в оспариваемой части противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
Павкин М.В. имеет сына ... , родившегося ... года, который с ... года вследствие наличия ряда заболеваний признан ребенком-инвалидом. При освидетельствовании в бюро медико-социальной экспертизы ... года ребенку-инвалиду ... составлена индивидуальная программа реабилитации, в которую в перечне мероприятий социальной реабилитации предусмотрено приобретение автотранспортного средства с правом управления взрослого члена семьи на срок до ... года, то есть до достижения ребенком совершеннолетнего возраста, за счет личных средств законных представителей.
Административный истец, имеющий в собственности автомобиль с обычным типом управления, 7 апреля 2015 года обратился за выплатой компенсации части страховой премии, однако получил отказ органа социальной защиты.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от ... года решение Управления социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону об отказе в выплате компенсации признано незаконным, на орган социальной защиты возложена обязанность произвести Павкину М.В. компенсацию 50 процентов уплаченной им страховой премии по договору ОСАГО (страховой полис от 26 марта 2015 года).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 5 ноября 2015 года решение районного суда отменено.
Президиум Ростовского областного суда Ростовского областного суда постановлением от 18 февраля 2016 года отменил определение судебной коллегии и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 апреля 2016 года решение суда первой инстанции от 27 августа 2015 года оставлено без изменения.
Изложенное подтверждает, что Павкин М.В. как законный представитель ребенка-инвалида является субъектом правоотношений, регулируемых п. 8.3 Положения. Данная норма была непосредственно применена в отношении его. Действие названного пункта в существующей редакции привело к нарушению прав административного истца, восстановленных в результате принятия перечисленных выше судебных актов, и создает угрозу нарушения его прав в будущем.
Факт выдачи в феврале 2016 года в ходе производства по делу об оспаривании решения органа социальной защиты ... выписки из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы, датированной 16 июня 2014 года, о наличии у ребенка-инвалида медицинских показаний на обеспечение спецавтотранспортом с ручным управлением для инвалидов (по форме, не действующей с 2009 года), вопреки утверждению представителя административного ответчика, не лишает Павкина М.В. права требовать признания недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта.
С учетом содержания оспариваемой нормы, характера её применения суд приходит к выводу о необходимости признания её недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать в периодическом печатном издании "Наше время", в котором был опубликован текст нормативного правового акта, отдельные положения которого признаны судом недействующими, текст настоящего решения суда.
Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Павкина М.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац девятый пункта 8.3 Положения о порядке расходования субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и правилах выплаты инвалидам компенсации страховых премий, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 года N 190, в части слов "с ручным управлением".
Обязать Правительство Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в газете "Наше время".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 30 мая 2016 года
Судья О.А.Руднева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.