СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Орловой И.А.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 14 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 03 февраля 2016 года, которым администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" обязана восстановить НВ составом семьи два человека, в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - с "Дата обезличена"
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения НВ., ее представителя АА., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
НВ обратилась в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара РК с иском к администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконными действий, выразившихся в исключении истца из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; обязании восстановить её в указанных списках с сохранением прежнего номера в очереди. В обоснование требований указав, что с "Дата обезличена" в составе семьи два человека состояла в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под "Номер обезличен". Решением жилищной комиссии от "Дата обезличена" она снята с учета в связи с предоставлением недостоверных сведений об отсутствии у нее другого жилья. Указала, что недостоверных сведений не представляла, поскольку, принадлежащий ей на праве собственности жилой по адресу: "Адрес обезличен" имеет существенный износ, т.к. построен в 1928 г., не имеет фундамента, не имеет водопровода, санузла. В связи с чем, указанный дом, по мнению истца, является непригодным для постоянного проживания.
Определением суда от 12 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что "Дата обезличена" на основании распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" "Номер обезличен", НВ принята на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на состав семьи 2 человека: НВ., сын ПА
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар от "Дата обезличена" "Номер обезличен" НВ исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений (пп. в п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002г. N879).
Основанием для исключения истца из списков, послужило то, что орган местного самоуправления выявил наличие в собственности жилого дома, общей площадью 35,6 кв.м., расположенного по адресу: "Адрес обезличен". Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за НВ. "Дата обезличена"
Согласно заключению "Номер обезличен" от "Дата обезличена" межведомственной комиссии администрации Ветлужского района от "Дата обезличена" "Номер обезличен" индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "Адрес обезличен" признан непригодным для проживания по причине физического износа.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879.
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 данного Положения в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
В соответствии с п. п. "в" и "д" п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, либо приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
При этом необходимо учитывать, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции проанализировав установленные обстоятельства применительно к требованиям Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 и установив, что на момент исключения истца из соответствующих списков, НВ не могла использовать имеющийся в ее собственности жилой дом, расположенный по адресу: "Адрес обезличен" в качестве жилого помещения по причине его непригодности для проживания, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности восстановить НВ. с составом семьи два человека, в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 29 сентября 2010 года.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не разрешены требования истца о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в исключении истца из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанным требованиям в решении суда дана оценка. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что решение суда в указанной части подлежит дополнению.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения:
Признать незаконными действия администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", выразившиеся в исключении истца из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, оформленные распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.