СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Вахниной Т.В.
рассмотрев в судебном заседании 18 апреля 2016 года дело по апелляционным жалобам администрации муниципального района " ... ", ГБУ РК " ... " в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми и ВН на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 17 февраля 2016 года, которым иск прокурора Корткеросского района удовлетворен.
Администрация муниципального образования муниципального района " ... " обязана предоставить ВН, "Дата обезличена" года рождения, на территории муниципального образования сельского поселения " ... " Корткеросского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или жилого дома, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения ВН представителя администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" ВА., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Корткеросского района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах ВН к администрации муниципального района " ... ", с учетом уточнений просил обязать администрацию муниципального района " ... " предоставить ВН., "Дата обезличена" г.р., в с. Корткерос благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или жилого дома, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, и на условиях договора найма специализированного жилого фонда.
Определением суда от 20 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительное предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец ВН надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимал.
Представитель ответчика администрации муниципального района " ... " в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительное предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил.
Суд постановилприведенное решение, оспоренное администрацией МР " ... ", ГБУ РК " ... ", действующим от имени и в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, и ВН
В своей жалобе АМО ГО " ... " и ГБУ РК " ... " полагает, что суд превысил свои полномочия, вмешавшись в компетенцию органа местного самоуправления, не учел порядка финансирования соответствующих расходов и наличие иных лиц той же категории, что и истец, стоящих на учете на получение жилья за меньшим порядковым номером.
ВН выражает свое несогласие с размером предоставляемой ему решением суда жилой площади.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что ВН "Дата обезличена" г.р. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав на основании решения Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена", а отец "Дата обезличена" умер.
ВН состоит на учете в администрации муниципального района " ... " под номером "Номер обезличен" в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2015 года.
Закрепленного жилья ВН не имеет, в настоящее время проживает в "Адрес обезличен" в доме своих бывших опекунов. По паспортным данным регистрации на территории Российской Федерации не имеет.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Исходя из статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанным лицам, не обеспеченным жильем, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Законом Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственными полномочиями Республики Коми по формированию соответствующих списков и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Разрешая спор, суд руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку ВН нуждается в жилом помещении, обязанность по обеспечению его им возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию муниципального района " ... ".
Выводы суда являются правильными, и доводы жалоб администрации муниципального района " ... " и ГБУ РК " ... " их не опровергают.
Довод указанных апеллянтов о том, что оспариваемым решением суд допустил вмешательство в решение вопросов, которые входят в исключительную компетенцию органов местного самоуправления, не может служить основанием к отмене постановленного решения.
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Установив наличие у ВН права на получение жилья в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд обоснованно и правомерно разрешилзаявленный спор в установленном для это гражданским процессуальным законодательством порядке.
Довод апелляционной жалобы ГБУ РК " ... " об отсутствии нормативного основания для предоставления истцу жилого помещения без учета очередности по списку лиц той же категории несостоятелен, поскольку оспариваемое решение суда направлено на реализацию закрепленного законодательством права ВН., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, что не может рассматриваться как содействие истцу в получении жилого помещения во внеочередном порядке в нарушение прав иных лиц. Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Что касается доводов жалобы ВН., то судебная коллегия также находит их несостоятельными.
Федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Так, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
При таких обстоятельствах на ответчика не может быть возложена обязанность по предоставлению ВН. жилья площадью 33 кв.м.
Поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, материальный и процессуальный законы применены судом правильно, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального района " ... ", ГБУ РК " ... " от имени и в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми и ВН - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.