Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Гавриленко Е.В.
судей Антонова Д.А., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Гладышевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косюка ИФ к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковое заявление Косюка ИФ удовлетворить частично.
Признать за Косюком ИФ право на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить Косюку ИФ звание "Ветеран труда".
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Косюка ИФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Гудожникова Д.Н., судебная коллегия
установила:
Истец Косюк ИФ обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения.
Требования мотивированы тем, что истец имеет общий стаж работы "данные изъяты". Обратился в Филиал КУ "Центр социальных выплат Югры" по (адрес) с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения. Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа N 103-п. Истец полагает отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, нарушающим его права.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указал, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа N 103-п от 06 июня 2005 года. В соответствии со ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за Косюком ИФ права на присвоение звания "Ветеран труда".
В возражениях на апелляционную жалобу, истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от (дата) (номер) за заслуги в развитии топливно - энергетического комплекса Косюк ИФ был награжден Почетной грамотой.
Ответчиком истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п. (л.д. 9-10).
Суд первой инстанции, установив, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации относится к ведомственной награде; у истца имеется требуемый для назначения пенсии трудовой стаж, пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем, удовлетворил в части исковые требования Косюка ИФ
Судебная коллегия считает данный вывод правильным.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом, в силу пункта 1 статьи 7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ст. 1 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре", к ветеранам труда отнесены: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершенном возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Подробно проанализировав Закон о ветеранах, Порядок присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры", суд пришел к правильному выводу о том, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, является ведомственной наградой.
Как следует из вышеприведенной ст. 7 Закона о ветеранах, награждение лица ведомственным знаком отличия в труде при наличии у него необходимого для назначения пенсии трудового стажа является основанием для признания этого лица ветераном труда.
Отклоняя ссылку ответчика на постановление Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, утвердившее порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", в котором Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не указана в качестве основания для присвоения данного звания, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 7 Закона о ветеранах.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как было указано выше, положениями ст. 7 Закона о ветеранах определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с п. 4 названной статьи субъекты Российской Федерации определяют лишь порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Под установлением порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения указанного звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 7 Закона о ветеранах.
Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Закона о ветеранах, является правильным.
С учетом изложенного приведенное Постановление Правительства от 06 июня 2005 года N 103-п в части не включения Почетной грамоты Министерства топлива и энергетики Российской Федерации в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", обоснованно не было применено судом при разрешении спора.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства имеющие значение для дела и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права и отмену обжалуемого решения не влекут, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Гавриленко
Судьи Д.А. Антонов
Д.Н. Гудожников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.