Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жировой М.В. к администрации города Нягани о восстановлении права на включение в список детей-сирот,
по апелляционной жалобе Жировой М.В. на решение Няганского городского суда от 11.01.2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя истца Богачевой И.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Жирова М.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что решением суда от 25.02.2014 года за ней было признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Обязанность по предоставлению жилого помещения администрацией г.Нягани исполнена не была. (дата) на основании постановления администрации г.Нягани она была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с приобретением ею жилого помещения. Полагает, приобретение ею квартиры с использованием кредитных денежных средств, после вступления в силу указанного решения, не является основанием для исключения ее из списка. Просит признать незаконным постановление администрации г.Нягани (номер) от (дата) об ее исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать администрацию г.Нягани включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Жирова М.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает, что федеральным законодательством не установлен срок предоставления жилых помещений детям-сиротам. Поскольку право должно быть реализовано немедленно после его возникновения, считает создание списков незаконным, в том числе незаконно исключение из них. Участвуя в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", она не отказалась от права на предоставление жилого помещения на условиях социального найма. Полагает, суд необоснованно ссылался на нормативные акты, регулирующие предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. Судом не было учтено, что жилое помещение приобретено истцом после вынесения решения суда о предоставления ей вне очереди жилого помещения, в связи с его неисполнением ответчиком. Она не получила гарантированную социальную помощь, поскольку предоставленная субсидия уйдет на погашение процентов по договору ипотеки. Указывает, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у нее до вступления в силу ЖК РФ. Указывает на необеспеченность жилым помещением в соответствии с нормой установленной администрацией г. Нягани, поскольку общая площадь приобретенной квартиры составляет 14,5 кв.м. Ведение списка детей-сирот не означает предоставление жилых помещений в соответствии с очередностью.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Няганского городского суда от 25.02.2014 года, вступившим в законную силу, за истцом было признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. На администрацию г.Нягани была возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения не менее 20 кв.м. по договору социального найма.
В соответствии с договором купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств банка от 21.04.2014 года истец приобрела в собственность за счет кредитных средств и социальной выплаты в виде субсидии (предоставленной в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") (адрес), общей площадью 43,7 кв.м., в т.ч. жилой - 27 кв.м.
Постановлением администрации г.Нягани (номер) от (дата) истец была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), в связи с приобретением указанной квартиры.
Оспаривая данное постановление, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
Согласно ст.109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список таких лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3).
Согласно п.4 данной статьи, проживание таких лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.п.3); иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство (п.п.4).
Аналогичные положения содержатся в ст.5 Закона ХМАО-Югры "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 9 июня 2009 года N 86-оз. Предусмотрено также, что жилые помещения не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам в случаях получения ими ранее иной государственной поддержки (в том числе в форме субсидий), связанной с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения (п.п.1 п.1.1.).
Проживание указанной категории лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан при наличии одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц (п.п.2 п.2).
Согласно п.3.4. Закона ХМАО-Югры основаниями для исключения из Списка являются: утрата оснований, дающих право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения (п.п.4); получение в установленном порядке государственной поддержки, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи (п.п.6).
Правила ведения Списка определяются Правительством автономного округа (п.3.5.).
Согласно таким Правилам ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 2 к постановлению Правительства ХМАО - Югры от 25 января 2013 года N 21-п) Список ведется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (п.2). По результатам ежегодной актуализации уполномоченные органы принимают решение об исключении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, иных лиц из Списка в случае выявления отсутствия оснований для включения указанных граждан в Список (п.8).
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, в спорный период на территории муниципального образования город Нягань была установлена учетная норма площади жилого помещения - 9 кв.м. общей площади жилого помещения.
Следовательно, установив, что в связи с приобретением вышеуказанной квартиры общая площадь жилого помещения, приходящаяся на истца, превысила учетную норму площади жилого помещения, установленную в муниципальном образовании, суд пришел к обоснованному выводу об утрате истцом оснований для нахождения в Списке.
Отчуждение истцом 2/3 доли в праве собственности на указанную квартиру в пользу своего сына было осуществлено в соответствии с договором дарения от (дата), т.е. после вынесения оспариваемого постановления, поэтому об его незаконности свидетельствовать не может.
Указанные в обоснование иска и доводов жалобы ссылки на вышеуказанное решение Няганского городского суда от 25.02.2014 года судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неверном определении значимых обстоятельств и неправильном толковании норм права.
Как следует из материалов дела и признано представителем истца в суде апелляционной инстанции, указанное решение суда к исполнению не предъявлялось (исполнительный лист истцом не был получен и для исполнения ответчику не предъявлялся). Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Более того, в соответствии с решением суда от 25.02.2014 года было удовлетворено требование о признании за истцом права на предоставление жилого помещения, и на ответчика была возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение на основании договора социального найма. В то время как оспариваемым постановлением истец была исключена из списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на ином правовом основании - специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что истец была внесена в Список во исполнение указанного решения суда от 25.02.2014 года.
Согласно ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Очевидно, что само по себе издание ответчиком какого-либо акта не прекращает обязательность исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что вышеуказанное решение суда в настоящее время по каким-либо законным основаниям не подлежит исполнению. В частности, что данный судебный акт был отменен, надлежаще исполнен, либо возложенное им на ответчика обязательство было в установленном порядке прекращено.
Таким образом, доводы жалобы о нарушении оспариваемым решением суда и постановлением ответчика предоставленных истцу в соответствии с решением суда от 25.02.2014 года прав ошибочны, поскольку препятствий для самостоятельного исполнения такого вступившего в законную силу решения суда не установлено.
Иные доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку не соответствуют закону и на достаточные основания для отмены решения суда не указывают.
На основании вышеизложенного жалобу следует признать не подлежащей удовлетворению. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Няганского городского суда от 11.01.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.