Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметова М.Ш. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Ахметова М.Ш. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 13.11.2015 года, которым постановлено:
исковые требования Ахметова М.Ш. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия
установила:
Ахметов М.Ш. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что он является получателем пенсии по старости, награжден нагрудными знаками "Отличник Советской Армии", "Отличник погранвойск" 1 степени, "Отличник погранвойск" 2 степени. Департамент социального развития ХМАО-Югры отказал ему в присвоении звания "Ветеран труда". Полагает, прохождение военной службы является разновидностью трудовой деятельности, в связи с чем указанные нагрудные знаки являются ведомственными знаками отличия в труде. Отсутствие в Перечне наград, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п, указанных нагрудных знаков, не может являться основанием для отказа в присвоении ему звания "Ветеран труда", поскольку в данном перечне указан ряд наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия за достижения при прохождении военной службы. Просит признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении ему звания "Ветеран труда", обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда"; взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Ахметов М.Ш., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме, в т.ч. по доводам, повторяющим изложенные в исковом заявлении. Указывает, что прохождение военной службы является разновидностью трудовой деятельности, поэтому считает неправильным вывод суда о том, что его награждение нагрудными знаками производилось не за трудовые отличия. Полагает, имеющиеся у него нагрудные знаки являются ведомственными знаками отличия в труде.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) определены категории ветеранов, которым присваивается звание федерального значения с учетом имеющихся у них заслуг. Данной нормой звание ветерана труда определено, в том числе, и с учетом продолжительного добросовестного труда.
В соответствии со статьей 7 указанного Закона, ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, имеющим значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда", в соответствии с приведенными правовыми нормами, регулирующими порядок и условия присвоения данного звания, является критерий продолжительного, добросовестного труда.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, истец Ахметов М.Ш., в период прохождения срочной службы в Советской Армии, на основании приказа командира войсковой части (номер) от (дата) был награжден нагрудным знаком "Отличник Советской Армии", на основании приказа начальника войск Дальневосточного пограничного округа (номер) от (дата) был награжден нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени, на основании приказа начальника войск Дальневосточного пограничного округа (номер) от (дата) был награжден нагрудным знаком "Отличник погранвойск" I степени.
В соответствии с протоколом комиссии (номер) от (дата) Департаментом социального развития ХМАО-Югры истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку имеющиеся у него вышеуказанные нагрудные знаки не относятся к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации.
Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации (утв. Министерством обороны Российской Федерации N 30 от 22 января 2008 года) не содержит сведений о том, что указанные нагрудные знаки являются ведомственными знаками отличия.
Как следует из Положения о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил" (утв. Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 года N 67) и Положения о нагрудном знаке "Отличник погранвойск" (утв. Приказом КГБ при СМ СССР N 53 от 08.04.1969 года) имеющиеся у истца нагрудные знаки являются лишь видом поощрения истца в период прохождения им воинской службы в рядах Советской Армии, то есть в период выполнения воинского долга, что нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд. Следовательно, указанные нагрудные знаки не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде.
Суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую оценку, обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований, ввиду того, что условия и основания присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы специальным законодательством, и совокупность необходимых для присвоения истцу звания "Ветеран труда" условий отсутствует.
Факт того, что указанные нагрудные знаки могут быть отнесены к числу знаков отличия за многолетний и добросовестный труд, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" в силу п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", судом не установлен.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании норм права.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств, при этом не содержат оснований для отмены решения суда. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 13.11.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.