Судья Псковского областного суда Радов В.В.,
при секретаре Богдановой О.Е.
рассмотрев жалобу генерального директора ООО "СПиКо" Слипченко Павла Павловича на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 26 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ в отношении
ООО "СПиКо", юридический адрес: "****", адрес осуществления деятельности: "****", ИНН "данные изъяты", КПП "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 26 февраля 2016 года ООО "СПиКо" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе в Псковский областной суд генеральный директор ООО "СПиКо" Слипченко П.П. (заявитель) просит об отмене указанного постановления, считая его незаконным.
Выслушав заявителя Слипченко П.П., поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Морозова В.Н., давшего пояснения по существу дела, проверив материалы дела, оснований для удовлетворения данной жалобы не нахожу.
В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признаётся несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава указанного административного правонарушения, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
При этом бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона N89-ФЗ юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ст.14 Федерального закона N89-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Как следует из материалов дела, в период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) заместителем начальника отдела экологического надзора Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды М. проведена выездная внеплановая проверка соблюдения ООО "СПиКо" требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что в процессе производственной деятельности ООО "СПиКо" по адресу "****" образуются отходы 1-5 классов опасности. Инвентаризация образуемых на предприятии отходов не проведена, не подтверждено отнесение образуемых отходов к конкретному классу опасности; паспорта на опасные отходы разработаны не на все виды отходов, в частности отсутствуют паспорта на следующие опасные отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организации, масла отработанные, смазочно-охлаждающие масла, отработанные при металлообработке, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами; учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов по форме, предусмотренной приказом Минприроды России от 1.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами", не ведётся; сведения об образовании отходов за 2014 год в территориальный орган Росприроднадзора не направлены; отсутствуют документы, подтверждающие передачу использованных ртутьсодержащих ламп специализированной организации, что является нарушением статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Разрешая дело, судья Псковского городского суда Псковской области всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, пришёл к выводу о доказанности вины ООО "СПиКо" в совершении вменяемого административного правонарушения.
Оснований не согласиться с таким выводом судьи, не имеется, поскольку вина ООО "СПиКо" подтверждается актом проверки (****) от (дд.мм.гг.) с фотоматериалами (л.д. "данные изъяты"), протоколом об административном правонарушении (****) от (дд.мм.гг.) (л.д. "данные изъяты").
Образование отходов 1-5 класса опасности подтверждается договорами, заключенными между ООО "АСПО", в лице директора Л., и ООО "СПиКо", в лице директора Слипченко П.П., на складирование, вывоз и захоронение отходов, образующихся в процессе предпринимательской деятельности и жизнедеятельности заказчика ООО "СПиКо", актами приема выполненных работ, паспортом опасного отхода.
Довод жалобы заявителя о проведении проверки с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившиеся в отсутствии оснований для проведения проверки, истребований документов, не относящихся к предмету проверки и превышении проверяющим лицом предоставленных ему полномочий, был предметом исследования судьи Псковского городского суда и обоснованно не принят во внимание по основаниям, подробно изложенным в постановлении.
Согласно п.п. "а" п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераю
Судьёй Псковского городского суда установлено, что выездная внеплановая проверка в отношении ООО "СПиКо" проведена с целью проверки поступившей в Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде в результате осуществления деятельности ООО "СПиКо". Основанием для проведения внеплановой проверки послужили обращения ООО " П." от (дд.мм.гг.), главы Администрации г. Пскова К. от (дд.мм.гг.), оперативного дежурного Единой диспетчерской службы Администрации г. Пскова и гражданина Д. от (дд.мм.гг.).
Внеплановая выездная проверка в отношении ООО "СПиКо" проведена на основании приказа председателя Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от (дд.мм.гг.) (****), согласованного с прокуратурой Псковской области по адресу регистрации: "****" и адресу фактического осуществления деятельности: "****".
Согласно данному приказу, задачами проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды, предмет проверки: соблюдение обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами и охраной окружающей среды, что соответствовало доводам вышеприведённых обращений.
Таким образом, заместителем начальника отдела экологического надзора Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Морозовым В.Н., вопреки доводам жалобы, выездная внеплановая проверка соблюдения ООО "СПиКо" требований законодательства в области охраны окружающей среды проведена в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу изложенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.
ООО "СПиКо" не была лишено возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Таких доказательств в материалах дела не имеется.
Порядок и срок привлечения ООО "СПиКо" к административной ответственности при вынесении постановления по делу соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "СПиКо" в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ и в минимальном размере.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, судом не допущено.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену оспариваемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р
Е
Ш
И
Л
:
постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 26 февраля 2016 года, вынесенного в отношении ООО "СПиКо" оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "СПиКо" Слипченко П.П. - без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда В.В. Радов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.