Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Бурашниковой Н.А.
судей Баранова В.В., Епифановой С.А.
с участием прокурора Лесняк Е.Н.
при секретаре Переплётовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 мая 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Петровского района Тамбовской области к администрации Петровского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия административного ответчика в части непринятия мер по исполнению законных требований прокурора, изложенных в представлении от 13 мая 2015 г., и об отмене постановления администрации Петровского района Тамбовской области от 25 марта 2015 г. N 248
по апелляционному представлению прокурора Петровского района Тамбовской области на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 января 2016 г.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Петровского района Тамбовской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Петровского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по исполнению законных требований прокурора, изложенных в представлении от 13 мая 2015 г., и об отмене постановления администрации Петровского района Тамбовской области от 25 марта 2015 г. N 248 о предоставлении К.Н.И. в собственность за плату земельного участка площадью 288 000 кв.м. пашни с кадастровым номером *** для сельскохозяйственного производства по адресу: Тамбовская область, район Петровский.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что с 1 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N71-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения в ряд Федеральных законов, регламентирующих земельные правоотношения. В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений. При отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки поселения распоряжение такими земельными участками осуществляет администрация муниципального района. Правила землепользования и застройки на территории Петровского района утверждены всеми сельскими поселениями в 2014 г. Таким образом, с 1 марта 2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не ограничена, перешли к органам местного самоуправления поселений. В то же время, администрацией Петровского района Тамбовской области вынесено постановление от 24 марта 2015 г. N 241 "О предоставлении в собственность земельного участка за плату" по заявлению К.Н.И. от 27 февраля 2015 г., согласно которому ему предоставлен в собственность земельный участок по вышеуказанному адресу. Заявление о предоставлении земельного участка поступило в администрацию района в феврале 2015 г., то есть во время действия старой редакции Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в
случае, если решение о предварительном согласовании места размещения
объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до подтверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение. Принимая во внимание отсутствие оснований, указанных в ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, администрация Петровского района приняла названное постановление и распорядилась земельным участком, выйдя за рамки установленных полномочий, и как следует с нарушением действующего законодательства. Кроме того, случаи продажи земельных участков без проведения торгов установлены в ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, однако в постановлении администрации Петровского района от 24 марта 2015 г. N 248 отсутствуют указания на основания предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором Петровского района Тамбовской области в адрес главы района 13 мая 2015 г. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. При этом в ответе администрации Петровского района указано, что действующим законодательством не предусмотрена процедура передачи поступивших до 1 марта 2015 г. заявлений граждан о предоставлении земельных участков на рассмотрение в сельские поселения, а в соответствии п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
В то же время, согласно ч. 3 ст. 8 и пп. 5 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или ответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Также представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий и о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По мнению административного истца, бездействие администрации Петровского района, выразившееся в неисполнении требований прокурора, изложенных в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 13 мая 2015 г., нарушает интересы Российской Федерации в части неукоснительного и единообразного исполнения действующего законодательства. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика в части непринятия мер по исполнению законных требований прокурора и отменить постановление администрации Петровского района от 25 марта 2015 г. N 248.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 января 2016 г. в удовлетворении административных исковых требований прокурору отказано.
В апелляционном представлении прокурор Петровского района Тамбовской области просит данное решение отменить как незаконное и необоснованное. Приводит доводы аналогичные основаниям административного иска, дополнительно указав, что при рассмотрении административного дела судом не была дана надлежащая оценка доводам о правомочности распоряжения земельным участком администрацией Петровского района, тогда как с учетом изменения законодательства правом на такое распоряжение наделен орган местного самоуправления поселения. Вопрос о невыполнении К.Н.И. каких-либо требований в части соблюдения условий предоставления ему земельного участка прокурором в административном исковом заявлении не ставился и как следствие не имел значения при рассмотрении дела. Сам по себе факт подачи К.Н.И. заявления в администрацию Петровского района о предоставлении земельного участка не являлся основанием для его предоставления с применением земельного законодательства, действовавшего до 1 марта 2015 г.
Выражает несогласие с указанием в решении суда на то, что иных препятствий для распоряжения земельным участком, кроме последовавшего изменения законодательства, прокурором Петровского района не установлено. Полагает, что тем самым судом незаконно допускается создание исключений из общих правил, установленных федеральным законодательством РФ, что прямо противоречит части 2 статьи 15 Конституции РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Петровского района Тамбовской области просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно представления, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения п. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.), ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу о том, что поскольку земельный участок был предоставлен К.Н.И. в аренду, то он может быть приобретен им по рыночной стоимости или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момент заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка, без проведения торгов. В связи с чем, несоответствия оспариваемого постановления требованиям законодательства суд не усмотрел.
Судебная коллегия данные выводы суда считает ошибочными и находит решение суда подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального права.
Так, из материалов дела усматривается, что требование об отмене постановления от 25 марта 2015 г. N 248 о предоставлении К.Н.И. в собственность земельного участка за плату заявлено прокурором со ссылкой на неправомочность вынесения такого решения администрацией Петровского района Тамбовской области с учетом изменений земельного законодательства, вступивших в силу после 1 марта 2015 г. Данное обоснование заявленных требований административного иска оставлены судом без должной правовой оценки, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным.
С 1 марта 2015 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 3.3 данного Федерального закона с 1 марта 2015 г. осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений.
При отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжение такими земельными участками осуществляет администрация муниципального района.
Как видно из материалов дела, правила землепользования и застройки на территории Петровского района Тамбовской области утверждены всеми сельскими поселениями в 2014 г.
Таким образом, с 1 марта 2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к органам местного самоуправления поселений.
В нарушение указанных требований закона и за пределами своей компетенции администрация Петровского района Тамбовской области 25 марта 2015 г. приняла постановление N 248 о предоставлении Костину Н.И. в собственность земельного участка за плату.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, рассматривая административный иск прокурора, ошибочно пришел к выводу, что поскольку Костин Н.И. подал заявление в администрацию района до 1 марта 2015 г., следовательно, администрация обязана была рассмотреть это заявление и вправе была принять по нему решение о передаче земельного участка в собственность. Такой вывод суда не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Сам по себе факт подачи заявления до 1 марта 2015 г. правового значения для разрешения административного иска не имеет.
Федеральный закон от 23.06.2014 г. N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят 23 июня 2014 г. и до вступления его в силу с 1 марта 2015 г. был установлен переходный период, который являлся достаточным для передачи документов в соответствующий орган местного самоуправления поселения и выработки механизма реализации указанной нормы закона.
Установив нарушение требований земельного законодательства, прокурор Петровского района Тамбовской области в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" правомерно направил в администрацию Петровского района Тамбовской области представление об устранении нарушений закона и отмене принятого постановления, которое незаконно было отклонено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска прокурора.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 января 2016 г. отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации Петровского района Тамбовской области в части непринятия мер по исполнению законных требований прокурора Петровского района Тамбовской области, изложенных в представлении об устранении нарушений требований федерального законодательства от 13 мая 2015 г.
Признать незаконным постановление администрации Петровского района Тамбовской области от 25 марта 2015 г. N 248 о предоставлении К.Н.И. в собственность за плату земельного участка общей площадью 288 000 кв.м.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.