Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре Дубровиной Ю.В.
с участием представителя административного истца Чичканова Н.В.,
представителя административного ответчика Администрации Тамбовской области Веденеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шувалова П. Н. к Администрации Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Шувалов П.Н. обратился в Тамбовский областной суд 29 декабря 2015 года с административным иском к Администрации Тамбовской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере *** руб..
Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость земельного участка на дату оценки является завышенной и несоответствующей размеру рыночной стоимости, определенной оценщиком ООО "СО-Эксперт" в отчете N *** от 24.12.2015 года, что непосредственно затрагивает его интересы, как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области).
В судебном заседании представитель административного истца Чичканов Н.В. поддержал предъявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка его доверителя в размере, равном рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика в *** руб..
Представитель административного ответчика Администрации Тамбовской области Веденеева А.С. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве Администрация Тамбовской области считает административный иск не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что существенное отклонение величины рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки, от размера кадастровой стоимости вызывает сомнение. Указывает также, что обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости объекта оценки лежит на административном истце, а представленные последним доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и оцениваются наравне с другими доказательствами в сопоставлении с данными, полученными в том числе, и в результате государственной кадастровой оценки.
В своих письменных отзывах административные ответчики Управление Росреестра по Тамбовской области и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и размер рыночной стоимости земельного участка, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требованиям по процессуальным основаниям.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Шувалов П.Н. на основании договора купли-продажи N *** от 23 октября 2007 года является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под незавершенное строительством здание производственно-складского корпуса N30 (литер Ц), расположенного по адресу: ***
Являясь плательщиками земельного налога, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Так, согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Земельный участок административного истца вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость была утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2014 года.
Указанное обстоятельство никем не оспаривается и подтверждается кадастровой справкой от 22 декабря 2015 года, сведениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области в отзыве, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2014 года в размере *** руб..
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, в подтверждение его рыночной стоимости административный истец изначально представил выполненный оценщиком ООО "СО-Эксперт" отчет N *** от 24.12.2015 года, и Положительное экспертное заключение эксперта Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков N *** от 26 декабря 2015 года о соответствии данного отчета всем требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и подтверждении определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки, которая составила по состоянию на 01 января 2014 года *** руб..
В ходе судебного разбирательства по ходатайству административного истца была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Тамбов-Альянс" П.П.П. N *** от 12 апреля 2016 года, стоимость земельного участка административного истца, определенная в отчете ООО "СО-Эксперт" N *** от 24 декабря 2015 года, составленном оценщиком Ш.Е.А. соответствует его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 года.
При этом, эксперт исходил из того, что полученная оценщиком рыночная стоимость 1 кв.м. участка составляет 1456 рублей (всего *** руб.), и имеет отклонение в 2,5% от рыночной стоимости земельного участка, определенной экспертом в 1420 руб. за 1 кв.м. (всего *** руб.), что соответствует требованиям ст.40 Налогового кодекса РФ.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт, являющийся специалистом в области оценочной деятельности и имеющий длительный стаж оценочной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение, как и представленный отчет оценщика, содержат всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети "Интернет" и газетах "Из рук в руки", с указанием наименования Интернет-ресурса, номера газетного издания и даты ее подготовки, сведений, полученных из публичной кадастровой карты.
При определении рыночной стоимости земельного участка применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж, при котором по основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки.
Выводы эксперта, как и оценщика, содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Возражений и допустимых доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.
Нельзя не принять во внимание и то обстоятельство, что рыночная стоимость земельного участка административного истца, определенная оценщиком в размере *** руб., с учетом социально-экономических факторов сопоставима с рыночной стоимостью этого же земельного участка, ранее установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29 сентября 2014 года по состоянию на 01.01.2013 года в размере *** руб..
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, его требования об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в определенном оценщиком размере - *** руб., подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В данном случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом подано в суд 29 декабря 2015 года, поэтому установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2015 года.
Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области о том, что они являются ненадлежащими административными ответчиками, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым названные государственные органы осуществляют функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Шувалова П. Н., поданное в Тамбовский областной суд 29 декабря 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под незавершенное строительством здание производственно-складского корпуса N30 (литер Ц), расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб..
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2016 года.
Судья Ледовских И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.