Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.,
При секретаре Минчевой Ж.С.
с участием представителя административного истца Шестакова А.А. по доверенности Титкина Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-152/2016 по административному исковому заявлению Шестакова ФИО7 к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: объект бытового обслуживания; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной стоимости по состоянию на 13 мая 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Шестаков А.А. на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: объект бытового обслуживания; общей площадью *** кв. м, расположенным по адресу: ***.
Государственная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена актом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области от 10 января 2015 года по состоянию на 13 мая 2014 года в сумме *** рублей.
30.12.2015 года Шестаков А.А. почтой направил в Тамбовский областной суд административное исковое заявление к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: объект бытового обслуживания; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной стоимости по состоянию на 13 мая 2014 года в сумме *** рублей.
В административном исковом заявлении Шестаков А.А. указал, что на основании договора аренды от 17 сентября 2014 г. N 176 пользуется земельным участком с кадастровым номером ***. Кадастровая стоимость земельного участка определена в сумме *** рублей. По мнению истца, является завышенной. Арендная плата за пользование участком рассчитывается из кадастровой стоимости. Административный истец вынужден оплачивать арендные платежи в завышенном размере. Шестаков А.А. обратился к независимому оценщику, который определилрыночную стоимость земельного участка по состоянию на 13 мая 2014 года в сумме *** рублей. На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ истец просил установить кадастровую стоимость равной рыночной.
В качестве доказательств определения рыночной стоимости земельного участка Шестаков А.А. представил Отчет ООО "СО-Эксперт" от 25 ноября 2015 года N 279/15, составленный оценщиком Шнякиной Е.А. - членом СРО "РАО", Положительное заключение эксперта СРО "РАО" от 29 ноября 2015 года N 68/291115/02.
Определением суда от 09 марта 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.
В судебное заседание административный истец Шестаков А.А. не явился, о рассмотрении дела извещен, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Титкин Е.Ю. административный иск поддержал, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил суду, что административный иск в Тамбовский областной суд направлен по почте 30 декабря 2015 года.
Представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской, заинтересованных лиц администрации г. Рассказово, МКУ "ГЕО" в судебное не заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
От администрации Тамбовской области поступил отзыв на иск от 10.04.2016 года, в котором указано, что администрация не имела отношения к проведению государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ***, поэтому ответчиком по делу не является. Кадастровая стоимость земельного участка определена актом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на основании удельных показателей. В соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обязанность доказать установление рыночной стоимости земельного участка лежит на административном истце.
От Управления Росреестра по Тамбовской области поступили отзывы на иск от 01.03.2016 г., от 17.03.2016 г., от 22.03.2016 г., в которых Управление указывает, что не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области, в том числе к кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером ***, поэтому ответчиком по делу не является. Вопрос о рассмотрении иска по существу оставляет на усмотрение суда.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области поступило заявление от 14 апреля 2016 года о рассмотрении дела в отсутствие представителя филиала.
От администрации г. Рассказово поступил отзыв на иск от 09.03.2016 г. N 23-11.02, в котором заинтересованное лицо возражает против удовлетворения иска, так как полагает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены после принятия постановления администрации Тамбовской области от 28.11.2014 г. N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом Тамбовской области". По мнению администрации г. Рассказаво, административный истец в административном исковом заявлении не указал, в чем заключается незаконность внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме *** рублей.
Административное исковое заявление поступило в Тамбовский областной суд 11.01.2016 года, поэтому в случае удовлетворения иска, установленная судом кадастровая стоимость равная рыночной должна применяться с 01.01.2016 года.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. N 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и подтверждается копией договора аренды от 17 сентября 2014 г. г. N 176, что административный истец на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым номером ***. Согласно кадастровому паспорту от 03 ноября 2015 г. N 6800/201/2015/-436559, кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27.10.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка определена актом Тамбовского филиала ФГБУ "ФКП" от 10.01.2015 года по состоянию на 13 мая 2014 года и составляет *** рублей.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 13.05.2014 г. в сумме *** рублей административный истец предоставил суду Отчет ООО "СО-Эксперт" от 25 ноября 2015 года N 279/15, составленный оценщиком Шнякиной Е.А. - членом СРО "РАО", Положительное заключение эксперта СРО "РАО" от 29 ноября 2015 года N 68/291115/02.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (с изменениями внесенными приказом от 22 июня 2015 г. N 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года, в том числе удельные показатели стоимости 1 кв. м.
Постановление от 28.11.2014 года N 1498 опубликовано 28 ноября 2014 года, вступило в силу с 29.12.2014 года.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу положений частей 2, 3, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости обращение в комиссию является не обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно пунктам 1.1. - 1.6. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (с изменениями и дополнениями)
Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1709; 2006, N 16, ст. 1744).
Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке*, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала.
В случаях одновременного образования или выявления ранее учтенных в пределах одного кадастрового квартала нескольких земельных участков, а также в случаях одновременного изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования, и (или) уточнения площади существующих в пределах одного кадастрового квартала земельных участков оформляется один Акт определения кадастровой стоимости земельных участков.
В случае образования или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке единого землепользования Акт определения кадастровой стоимости земельных участков (прилагается) оформляется для каждого кадастрового квартала, в котором располагаются входящие в состав единого землепользования обособленные или условные земельные участки, а также для условного кадастрового квартала, в котором располагается единое землепользование.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, определена органом кадастрового учета в соответствии с указанными нормами права по состоянию на 13 мая 2015 года в сумме *** рублей и внесена в государственный кадастр недвижимости 10.01.2015 года.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
Согласно положениям части 1 и пунктов 1 - 5 части 2 статьи 246 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Представленный истцом в подтверждении рыночной стоимости земельного участка Отчет ООО "СО-Эксперт" от 25 ноября 2015 года N 279/15, составленный оценщиком Шнякиной Е.А. - членом СРО "РАО", Положительное заключение эксперта СРО "РАО" от 29 ноября 2015 года N 68/291115/02, соответствуют требованиям действующего законодательства. Положение заключение эксперта СРО "РАО" содержит вывод о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, вывод о подтверждении рыночной стоимости объекта, установленной оценщиком в отчете.
Документы, подтверждающие право пользования административного истца земельным участком, кадастровая справка, содержащая сведения об оспариваемой кадастровой стоимости, административным истцом представлена.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии положениями абзаца 4 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
При таких обстоятельствах Отчет ООО "СО-Эксперт" от 25 ноября 2015 года N 279/15, составленный оценщиком Шнякиной Е.А. - членом СРО "РАО" об определении рыночной стоимости земельного участка, Положительное заключение эксперта СРО "РАО" от 29 ноября 2015 года N 68/291115/02 суд признает надлежащими доказательствами по делу.
Действительная рыночная стоимость земельного участка, в сумме *** рублей по состоянию на 13 мая 2014 года подтверждена.
Административный истец с исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в Тамбовский областной суд направил почтой 30 декабря 2015 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Согласно частям 1 - 4 статьи 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. В случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.
Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Течение процессуального срока, исчисляемого часами, начинается с наступления даты или события, которыми определено его начало.
В силу части 4 статьи 93 КАС РФ Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
При таких обстоятельствах судом установлено, что истцом административное исковое заявление подано 30 декабря 2015 года.
Суд признает права административного истца нарушенными несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Нарушенные права могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельного участка равной рыночной.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно кадастровой справке от 27.10.2015 года о кадастровой стоимости земельного участка сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 10.01.2015 года.
Следовательно, период действия установленной судом кадастровой стоимости исчисляется с 10.01.2015 года - даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Федеральным законом на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области.
Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. N 878, от 06.04.2011 г. N 246, от 03.11.2011 г. N 904, от 14.09.2012 г. N 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.
Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.
Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: объект бытового обслуживания; расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 13 мая 2014 года.
Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Истец обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 13 мая 2014 года 30 декабря 2015 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости внесены 10 января 2015 года.
Следовательно, период действия установленной судом кадастровой стоимости с 10 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.
При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме 300 относятся на административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шестакова ФИО8, поданное 30 декабря 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: объект бытового обслуживания; расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 13 мая 2014 года.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 10 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости: земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: объект бытового обслуживания; расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 13 мая 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 мая 2016 года.
Судья Л.Э. Мороз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.