Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу представителя ООО "Потенциал" Киреевой О.Н. на решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 17 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области) от 24 декабря 2015 г. ООО "Потенциал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Из постановления следует, что 19 октября 2015 г. в войсковой части 61460 выявлено групповое заболевание военнослужащих, питание которых организовано Обществом "Потенциал" и осуществлялось в столовой войсковой части. В ходе проверки организации питания ООО "Потенциал" в солдатской столовой выявлены нарушения Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" и СП 3.5.1378-3 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" и СП 3.5.1378-3 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 17 марта 2016 г. жалоба ООО "Потенциал" об отмене указанного постановления оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, представитель ООО "Потенциал" Киреева О.Н. ставит вопрос об отмене принятых по делу решений, полагая их незаконными и принятыми без учета юридически значимых обстоятельств.
В обоснование доводов жалобы указано, что ООО "Потенциал" осуществляет деятельность по организации питания военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военнослужащих войсковой части 61460, расположенной по адресу: Тамбовская область, Тамбов-6, ул. Комиссара Московского, д. 6 на основании договора по организации питания военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации N ОП-15-11 от 23.12.2014, заключенного с АО "Военторг".
Относительно неудовлетворительного санитарно-технического состояния помещений столовой в жалобе указано, что на основании п. 3.2.20 договора N ОП-15-11 от 23.12.2014 г., заключенного с АО "Военторг", ООО "Потенциал" как исполнитель вправе требовать от получателя (в письменном виде) своевременного укомплектования, замены и (или) ремонта объектов оказания услуг, вышедших из строя не по вине исполнителя (за исключением текущего ремонта оборудования), в соответствии с нормами обеспечения, а также своевременного списания имущества согласно срокам эксплуатации, установленным соответствующими правовыми актами. В связи с тем, что объекты оказания услуг, переданные от заказчика исполнителю не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и условиям договора, Обществом в адрес командира войсковой части 61460 направлялись требования об устранении выявленных недостатков по ремонту помещений и приведению их в соответствие с установленными производственными и санитарно-эпидемиологическими нормами, однако указанные обращения остались со стороны получателя услуг без удовлетворения. Ежедневно, в соответствии с нормами СП проводится уборка помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В судебном заседании 17 марта 2016 г. представителем ООО "Потенциал" были представлены копии заявок в адрес командира войсковой части 61460, однако данные документы судом не исследованы.
Относительно нарушений в части хранения дезинфицирующих средств не в таре производителя и в не предназначенном для этих целей месте, Общество также не согласно, поскольку в оспариваемом постановлении административным органом не указано, какое именно дезинфицирующее средство было не в таре производителя и в каком месте данное средство было обнаружено. Кроме того, указанное не подтверждено фотоматериалами.
Нарушение законодательства в части проведения не в полном объеме противомушиных мероприятий и того, что производственное оборудование и моечные ванны не имеют санитарного разрыва с канализационной сетью, а в ряде цехов отсутствует горячее водоснабжение заявитель также не признает, указав, что Общество неоднократно обращалось к командованию войсковой части с просьбами устранить данные нарушения, поскольку обязанность по ремонту объектов оказания услуг, по санитарно-техническому состоянию столовой, за её холодное и горячее водоснабжение, прием сточных вод, обеспечение технологическим и холодильным оборудованием возложена на получателя услуг, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "Потенциал" каких-либо нарушений.
Утверждение административного органа о том, что колода для разруба мяса в мясном цехе не посыпана солью не подтверждено фактическим материалом. Кроме того в п. 6.6 СП 2.3.6.1079-01 содержится требования о необходимости ежедневного посыпания колоды только по окончании работы. Проверка проводилась в 15 час. 00 мин., в это время в цехе продолжался технологический процесс и необходимости проведения зачистки и посыпание колоды солью еще не было.
По поводу нарушения п. 7.7 СП 2.3.6.1079-01, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих качество и безопасность молочной продукции на складе столовой (удостоверений о качестве и безопасности продукции) автор жалобы указал, что с 21.10.2011 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона N 248-ФЗ от 19.07.2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией Положений Федерального закона "О техническом регулировании". В соответствии со ст. 36 указанного Закона внесены изменения в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части, касающейся исключения обязанности производителя в оформлении удостоверения о качестве и безопасности пищевых продуктов на каждую партию. Следовательно, нарушения п. 7.7 СП 2.3.6.1079-01 со стороны ООО "Потенциал" не было. Данному факту судом также не дана правовая оценка.
Относительно нарушения п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01, выразившегося в размещении в холодильнике сырого мяса в непосредственной близости с пельменями "Отличные" заявителем указано, что данный пункт СП содержит запрет на совместное хранение сырья и готовых продуктов. Мясо сырое и пельмени являются сырьем, относятся к одной группе продуктов (мясные), не могут быть употреблены в пищу в сыром виде, нуждаются в доведении до готовности. Следовательно, нарушение п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 в данном случае не имеет место.
Относительно вывода о несоблюдении требований технологии мытья столовой посуды, качества влажной уборки и дезинфекции на объектах столовой, сделанным по результатам исследования смывов с объектов окружающей среды на санитарно-показательную микрофлору (в 100% пробах обнаружены бактерии группы кишечной палочки), заявитель указал, что результаты смывов на санитарно-показательную флору, отобранные в столовой 16.10.2015 г., вызывают сомнения, т.к. данные исследования проводились на базе бактериологической лаборатории филиала N 9 ФГКУ "1586ВКГ" Министерства обороны РФ, не имеющей соответствующей аккредитации. Тогда как согласно ст. 42 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические исследования, испытания проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке, которые и несут ответственность за их качество и объективность гигиенических оценок.
Кроме того, автор жалобы указывает, что в акте отбора указана дата 15.10.2015 г., а в протоколе выполненных исследований - 16.10.2015 г., что также свидетельствует о допущенных нарушениях, поскольку согласно требований МУ2657-82 время отбора смывов и время доставки их в лабораторию не должно превышать 2 часов.
Представитель ООО "Потенциал" в жалобе обращает внимание на то, что СП 3.5.1378-01 обязательны для физических и юридических лиц, занимающихся дезинфекционной деятельностью. ООО "Потенциал", в свою очередь, является организацией, оказывающей услуги по организации общественного питания и осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1079-01, следовательно, утверждение о нарушении Обществом требований п. 2.7. СП 3.5.1378-01 несостоятельно.
Представитель ООО "Потенциал" Киреева О.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело без её участия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Воропаеву А.М., считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 3 ст. 39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Из материалов дела следует, что на основании договора N ОП-15-11 от 23.12.2014 г. на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации, заключенного между ОАО "Военторг" (заказчик) и ООО "Потенциал" (исполнитель), последнее взяло на себя обязательства на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны РФ в 2015-2017 гг.
На основании п. 3.2.2 данного договора исполнитель обязан обеспечивать соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.д.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами заказчика и договором.
В связи с групповым заболеванием военнослужащих, питание которых осуществлялось в столовой N 29/27-1 войсковой части 61460 по адресу: Тамбовская область, Тамбов-6, ул. Комиссара Московского, д. 6 Обществом "Потенциал", в отношении последнего военной прокуратурой Тамбовского гарнизона была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" и СП 3.5.1378-3 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
Так, актом проверки от 20 октября 2015 г. должностными лицами ФГКУ "988 ЦГЭН" Министерства обороны РФ выявлены следующие нарушения обязательных требований в отношении ООО "Потенциал", организовавшей питание в столовой войсковой части 61460 г. Тамбова: санитарно-техническое состояние помещений столовой неудовлетворительное: стены, половое покрытие в производственных помещениях имеют механические повреждения, что не позволяет проводить качественную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. На стенах и потолках наличие плесневого грибка, конденсат. Имеются множественные протечки потолка от атмосферных осадков; в столовой осуществляется хранение дезинфицирующих средств не в таре производителя и в не предназначенном для этих целей месте; противомушные мероприятия проводятся не в полном объеме, на некоторых фрамугах москитные сетки повреждены, (что в ходе проверки определяет наличие мух); производственное оборудование и моечные ванны не имеют санитарного разрыва с канализационной сетью, в ряде цехов отсутствует горячее водоснабжение; колода для разруба мяса в мясном цехе не посыпана солью; на продовольственном складе на молочную продукцию отсутствуют документы, подтверждающие их качество и безопасность (удостоверение о качестве и безопасности продукции); в холодильнике мясо сырое хранится в непосредственной близости с пельменями "Отличные".
16 октября 2015 г. в столовой взяты смывы с объектов окружающей среды на санитарно-показательную микрофлору, в 100% пробах обнаружены бактерии группы кишечной палочки.
19 октября 2015 г. проведен забор негативного материала в количестве 11 проб от больных и 7 проб от сотрудников организации питания для проведения вирусологического исследования. Из 11 проб отобранных у заболевших в 6 обнаружены РНК Норовирусов 2 генотипа. Проводилось микробиологическое исследование смывов в количестве 10 шт. с поверхностей технологического оборудования, разделочного инвентаря, столовой посуды (приборов) и рук персонала столовой N 2927/1 ООО "Потенциал" на наличие БГКП и энтерококков. В результате проведенных исследований БГКП были выявлены в 9 смывах, энтерококки в 6 смывах.
По результатам проверки 12 ноября 2015 г. военным прокурором Тамбовского гарнизона в отношении ООО "Потенциал" вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6. КоАП РФ, которое совместно с материалами дела направлено на рассмотрение в Управление федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области.
Фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 12-14); актом отбора проб для лабораторного исследования (л.д. 16); направлением в бактериологическую лабораторию филиала N 9 ФГКУ "1586 ВКГ" Министерства обороны РФ (л.д. 17); актом эпидемиологического расследования по факту группового заболевания военнослужащих восковой части 61460 норовирусной инфекцией с установлением причинно-следственной связи (л.д. 59-65); актом проверки ФГКУ "988 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны РФ и приложениями к нему (л.д. 66-73); письменными объяснениями управляющего столовой 29/27-1 ООО "Потенциал" Котова А.А. (л.д. 78-80); договором N ОП-15-11 от 23.12.2014 г. (л.д. 82-85, 107-109).
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Поскольку заявителем не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания военнослужащих в специально оборудованном месте, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, ООО "Потнециал" правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Обществу "Потенциал" в пределах, установленных санкцией ст. 6.6 КоАП РФ в минимальном размере.
Жалоба не содержит каких-либо новых обстоятельств, не учтённых судьёй районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Потенциал".
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области от 24 декабря 2015 г., решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 17 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО "Потенциал"" оставить без изменения, жалобу представителя данного Общества Киреевой О.Н. - без удовлетворения.
Судья: В.В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.