Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Шатманбекова А.К. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 25 декабря 2015 года и решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 02 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 25 декабря 2015 года ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 210000 рублей.
Решением судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 02 марта 2016 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 25 декабря 2015 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, представитель ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Шатманбеков А.К. считает, что вынесенное решение не соответствует обстоятельствам дела и подлежит отмене. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие выброс предприятием вредных веществ в атмосферный воздух. Полагает, что поскольку в действиях предприятия отсутствовало событие административного правонарушения, то производство по делу подлежало прекращению.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Материалами дела установлено, что по результатам проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выполнения требований законодательства Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды выявлены нарушения требований природоохранного законодательства - выброс вредных веществ: марганец и его соединения, азота оксид, азота диоксид, сажа, водород хлористый, серы диоксид, сероводород, углерода оксид, бензол, бензин, керосин, взвешенные вещества, пыль неорганическая до 20% SiО2, пыль аброзивная, в атмосферный воздух без специального разрешения, стационарными источниками, расположенными по адресу: ...
Факт совершения ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики вмененного ему административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при рассмотрении дела, а также судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о доказанности факта нарушения ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики требований, установленных ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха", ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Административное наказание в виде штрафа назначено ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ. Избранная мера административного наказания соответствует принципам справедливости и соразмерности, поскольку учитывает конкретные обстоятельства правонарушения, которое может привести к загрязнению атмосферного воздуха, характер совершенного деяния, объектом которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, подтверждающихся представленными в материалы дела доказательствами, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы, аналогичные изложенным в жалобе в полном объеме являлись предметом тщательного исследования и оценки судьи при рассмотрении им дела по существу, в ходе которого указанные доводы не нашли своего подтверждения, поскольку полностью опровергаются материалами дела, и правильно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в решении суда.
Ссылка в жалобе, что наказание в виде штрафа в размере 210000 рублей чрезмерно сурово, назначено без учета финансового положения предприятия, не может повлечь отмену или изменение решения, поскольку наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу актов, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 25 декабря 2015 года и решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 02 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.