Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу В. на решение судьи Корсаковского городского суда от 18 ноября 2015 года по делу о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением старшего инспектора дорожно-патрульной службы СБДПС ГИБДД ОР УМВД России по Сахалинской области П. от 05 октября 2015 года В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 рублей.
Указанное постановление В. обжаловала в суд.
Решением судьи Корсаковского городского суда от 18 ноября 2015 года постановление от 05 октября 2015 года оставлено без изменения.
На указанное решение В. принесена жалоба, в которой она просит об его отмене в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что в выхлопную систему отработанных газов принадлежащего ей автомобиля изменений она не вносила. На протяжении длительного времени автомобиль проходил технический осмотр, в ходе которого нарушений конструкции установлено не было. Полагает, что судья необоснованно отклонила ее ходатайство о назначении экспертизы и не дала оценку схеме выхлопной системы с двумя глушителями, представленной ею.
Проверив материалы дела, выслушав В., ее защитника К., поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям и дополнивших ее указанием на то, что постановление по делу вынесено при отсутствии признаков объективной стороны указанного правонарушения, а также настаивающих на назначении экспертизы по делу, опросив в качестве специалистов начальника отдела ДПС, ДИиОД УГИБДД УМВД России по Сахалинской области Б., имеющего профессиональное образование с квалификацией "техник-механик", старшего государственного инспектора отдела технического надзора К.Д.А., старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения группы технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу Южно-Сахалинску М., прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 этой статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечает требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7.8 данного Перечня запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 года N 877 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент, ТР ТС 018/2011), который вступил в силу с 01 января 2015 года.
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств, предусмотренное указанным Техническим регламентом, осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств.
Настоящий технический регламент устанавливает в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 1).
В пункте 6 Технического регламента определено понятие "внесение изменений в конструкцию транспортного средства", под которым понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Разделом V "Оценка соответствия" Технического регламента определен порядок проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, что отнесено к компетенции органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения и осуществляется под его контролем (пункты 75 - 80).
Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты.
Приложение N 1 к Техническому регламенту содержит Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие регламента. В числе таких объектов числятся: системы нейтрализации отработавших газов, в том числе сменные каталитические нейтрализаторы (за исключением систем нейтрализации на основе мочевины) и сменные системы отработавших газов двигателей, в том числе глушители и резонаторы (пункты 4 и 5 Таблицы 4 указанного Перечня).
Таким образом, на систему выпуска отработавших газов, как объект технического регулирования, распространяются требования указанного нормативного документа.
Изменение системы выпуска отработавших газов двигателя транспортного средства (исключение из нее предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства ее составных частей и элементов) является изменением конструкции транспортного средства.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 9.10 приложения N 8 Технического регламента, внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов транспортных средств, находящихся в эксплуатации, не допускается.
Пунктом 77 Технического регламента предусмотрены исключения, а именно, транспортные средства не подлежат проверке в случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Как следует из материалов дела система выпуска отработавших газов двигателя автомобиля "Тойота Ленд Крузер" с государственным регистрационным номером "данные изъяты", 1996 года выпуска, с номером кузова HDJ 81-0064850, принадлежащего В., не соответствует комплектности системы выпуска отработавших газов двигателя данной марки транспортного средства.
Для определения комплектности системы выпуска отработавших газов двигателя в качестве документации изготовителя сотрудниками ГИБДД использован интернет-сайт www.amayama.ru, содержащий онлайн-каталоги оригинальных запчастей автомобилей японского производства, в том числе на автомобиль "Тойота Ленд Крузер", схемы его систем, а также схему системы выпуска отработавших газов с её составными элементами, а также сайт "Japancar. ru", характеризующий внешний вид данного транспортного средства.
Согласно отраженной на этих сайтах информации автомобиль соответствующей конструкции имеет глушитель с одной выхлопной трубой.
Из представленных в деле фотографий визуально видно, что на автомобиле, принадлежащем В., установлен глушитель с двумя выхлопными трубами.
При рассмотрении данного дела старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения группы технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу Южно-Сахалинску М. был произведен повторный осмотр данного транспортного средства путем его подъема и исследования установленного глушителя под днищем автомобиля. Согласно пояснениям М. в судебном заседании на данном транспортном средстве установлен глушитель, не предусмотренный изготовителем, с иной конструкцией и системой крепежа, на установленном глушителе отсутствует международный знак официального утверждения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности полученные доказательства, соответствующие критерию допустимости, судья обоснованно согласился с выводом должностного лица административного органа о внесении изменений в систему выпуска отработавших газов автомобиля В., что согласно Техническому регламенту отнесено к изменению конструкции транспортного средства и влечет запрет его эксплуатации.
Доказательств тому, что транспортное средство после внесенного изменения составной части конструкции автомобиля соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя, а также то, что автомобиль прошел оценку соответствия, В. не представлено.
Сам по себе факт изменения конструкции системы выпуска отработавших газов автомобиля без соблюдения требований, установленных Техническим регламентом, свидетельствует о нарушении безопасности дорожного движения, поэтому дополнительного подтверждения этого обстоятельства путем экспертного исследования, на чем настаивала В., не требуется.
Представленная В. фотография глушителя не подтверждает то обстоятельство, что соответствующая модель входит в серийную комплектацию автомобиля "Тойота Ленд Крузер".
Ссылка В. на то, что ею не производилась замена глушителя, правового значения для вмененного ей состава административного правонарушения не имеет, поскольку субъектом ответственности по нему является водитель, управляющий транспортным средством с внесенными в его конструкцию изменениями.
При таких обстоятельствах привлечение В. к ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии условия, при котором эксплуатация транспортного средства запрещена, является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Корсаковского городского суда от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, а жалобу В. - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Н.В.Пискунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.