Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу С. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 17 ноября 2015 года по делу о привлечении С. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением начальника ОГИБДД УМВД Российской Федерации по городу Южно-Сахалинску от 22 мая 2016 года С. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей.
Указанное постановление С. обжаловал в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 17 ноября 2015 года постановление оставлено без изменения.
На решение судьи С. подана жалоба, в которой он просит об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку в деле отсутствуют доказательства тому, что установленная на автомобиле "TOYOTA SOARER" с государственным регистрационным номером "данные изъяты" система выпуска отработанных газов не разрешена изготовителем для установки на данное транспортное средство и угрожает безопасности дорожного движения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав в качестве специалиста начальника отдела ДПС, ДИиОД УГИБДД УМВД России по Сахалинской области Б., имеющего специальное профессиональное образование с квалификацией "техник-механик", прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения С. к ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось управление им 15 мая 2015 года в 19 часов 00 минут в районе дома N 117 на улице Комсомольской в городе Южно-Сахалинске автомобилем "TOYOTA SOARER" с государственным регистрационным номером "данные изъяты", в конструкцию системы выпуска отработанных газов двигателя которого внесены изменения без разрешения государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 500 рублей за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 этой статьи.
Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечает требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7.18 данного Перечня запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 года N 877 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент), который вступил в силу с 1 января 2015 года.
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств, предусмотренное указанным Техническим регламентом, осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств.
Настоящий технический регламент устанавливает в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды требования к колёсным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 1).
В пункте 6 Технического регламента определено понятие "внесение изменений в конструкцию транспортного средства", под которым понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Разделом V "Оценка соответствия" Технического регламента определен порядок проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, что отнесено к компетенции органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения и осуществляется под его контролем (с выдачей свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности либо отказом в его выдаче) (пункты 75 - 80).
Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты.
Приложение N 1 к Техническому регламенту содержит Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие регламента. В числе таких объектов числятся: системы нейтрализации отработавших газов, в том числе сменные каталитические нейтрализаторы (за исключением систем нейтрализации на основе мочевины) и сменные системы отработавших газов двигателей, в том числе глушители и резонаторы (пункты 4 и 5 Таблицы 4 указанного Перечня).
Проанализировав положения Технического регламента, судья правомерно указал, что на систему выпуска отработавших газов, как объект технического регулирования, распространяются требования указанного нормативного документа.
При этом судья пришел к правильному выводу о том, что изменение системы выпуска отработавших газов двигателя транспортного средства (исключение из неё предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства её составных частей и элементов) является изменением конструкции транспортного средства.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 9.10 приложения N 8 Технического регламента, внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов транспортных средств, находящихся в эксплуатации, не допускается.
Пунктом 77 Технического регламента предусмотрены исключения, а именно, транспортные средства не подлежат проверке в случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на её основе была выполнена оценка соответствия внесённых изменений.
Кроме того, в приложении N10 Технического регламента определен Перечень требований к типам компонентов транспортных средств, согласно которому к сменным системам выпуска отработавших газов двигателей, в том числе глушителям и резонаторам, для транспортных средств категорий М1 (легковые автомобили) такие требования определяются Правилами ЕЭК ООН N 59.
Правила ЕЭК ООН N 59 полностью идентичны тексту Государственного стандарта Российской Федерации "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных систем глушителей" (ГОСТ Р 41.59-2001), который принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2011 г. N 145-ст.
Указанный стандарт содержит положения об официальном утверждении систем глушителей или их элементов, устанавливаемых в качестве сменных деталей на один или несколько определенных типов транспортных средств категорий М1 и N1.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 41.59-2001 на каждый элемент сменной системы глушителя, включая трубы и крепежные детали, должна наноситься не только торговая или фабричная марка предприятия-изготовителя данной системы или её элементов, коммерческая маркировка, предусмотренная предприятием-изготовителем, но также на каждом элементе системы глушителя, соответствующем типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляется международный знак официального утверждения (пункты 4.1, 5.4).
Предусмотренное ГОСТ Р 41.59-2001 (Правила ЕЭК ООН N 59) официальное утверждение уполномоченным органом систем глушителей или их элементов, включающее проведение соответствующих испытаний по заявкам предприятий-изготовителей, осуществляется с целью снижения уровня производимого ими шума.
Таким образом, международный знак официального утверждения, наличие которого является обязательным на элементах сменной системы глушителя, подтверждает соответствие её элементов официально утвержденной системе глушителей для определенный типов транспортных средств.
Судьей установлено, что система выпуска отработавших газов двигателя японского автомобиля "TOYOTA SOARER", которым управлял С. (модель и номер кузова JZZ31-0032916), не соответствует комплектности системы выпуска отработавших газов двигателя данной марки транспортного средства.
Для определения комплектности системы выпуска отработавших газов двигателя в качестве документации изготовителя сотрудниками ГИБДД использован интернет-сайт www.amayama.com, содержащий оригинальные онлайн-каталоги запчастей автомобилей японского производства, в том числе на автомобиль "TOYOTA SOARER" (http://toyota.epcdata.ru), схемы его систем, а также схему системы выпуска отработавших газов с её составными элементами.
Как визуально видно из фотографий, в том числе сделанных при осмотре автомобиля "TOYOTA SOARER" 15 мая 2015 года, и следует из пояснений опрошенного при рассмотрении дела в Южно-Сахалинском городском суде М., и специалиста, опрошенного при рассмотрении дела в Сахалинском областном суде, Б., в конструкцию автомобиля "TOYOTA SOARER" с государственным номером "данные изъяты", 1995 года выпуска, модель-номер кузова JZZ31-0032916, внесены изменения, а, именно, глушитель, входящий в систему выпуска отработанных газов указанного транспортного средства, заменен на глушитель, не предусмотренный конструкцией данной модели транспортного средства, о чем свидетельствует наличие сварных швов, круглое сечение выхлопной трубы, тогда как на схеме конструкцией модели данного транспортного средства предусмотрена его плоская форма, диаметр выходящей из глушителя выхлопной трубы больше, чем предусмотрен конструкцией системы, на заменённом глушителе отсутствует международный знак официального утверждения.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности, судья Южно-Сахалинского городского суда обоснованно согласился с выводом должностного лица административного органа о том, что в систему выпуска отработавших газов автомобиля С. внесены изменения, что согласно Техническому регламенту отнесено к изменению конструкции транспортного средства и влечет запрет его эксплуатации без подтверждения соответствия.
Доказательств тому, что транспортное средство после внесённого изменения составной части конструкции автомобиля соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя, элементы системы выпуска отработавших газов автомобиля соответствуют компонентам, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации на автомобиль, а также то, что автомобиль прошел оценку соответствия, С. не представлено.
При таких данных, привлечение С. к ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии условия, при котором эксплуатация транспортного средства запрещена, является правомерным.
Учитывая, что при рассмотрении дела судьёй правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, а приведённые в жалобе доводы на законность выводов суда не влияют, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 17 ноября 2015 года оставить без изменения, жалобу С. - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Н.В.Пискунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.