Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Осиповой И.Г., Киселева Г.В.,
при секретаре судебного заседания Калининой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенности Гейко С.С. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 декабря 2015 года по исковому заявлению Широбокова С.Г. к комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю об оспаривании действий должностного лица,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Широбоков С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) к комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю об оспаривании действий должностного лица.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 01.05.2009 г. по 20.06.2013 г. проходил службу в УФСИН России по Ставропольскому краю.
Приказом начальника ФКУ ИК-11 N78 л/с от
20.06.2013 г. заявитель был уволен из уголовно - исполнительной системы по п/п "б" (по достижении предельного возраста) ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет заявителя на момент увольнения составила: календарная 19 лет 09 месяцев 11 дней, льготная 21 года 10 месяцев 06 дней.
Уведомлением от 09.09.2015 г. N26/ТО/7/15279 до заявителя был доведен отказ Комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в праве на единовременную социальную выплату, предусмотренную ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основанием для отказа явилось то, что у истца отсутствуют основания, предусмотренные ст.4, 6 ФЗ N 283-ФЗ (заявитель в период прохождения службы не принят на учет нуждающегося в жилых помещениях до 01.03.2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу).
Просил суд, признать решение комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N8 от 04 сентября 2015 г., в части касающейся Широбокова С.Г., незаконным. Обязать комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять Широбокова С.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 декабря 2015 года административные исковые требования Широбокова С.Г. к комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю об оспаривании действий должностного лица удовлетворены.
Суд признал решение комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N 8 от 04 сентября 2015 г., в части касающейся Широбокова С.Г. незаконным.
Обязал комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять Широбокова С.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Ставропольскому краю - Гейко С.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Широбокова С.Г. к УФСИН России по Ставропольскому краю отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения.
В обоснование доводов указывает, что согласно ст. 4 Федерального ФЗ от 30.12.2012 N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон) Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее ЕСВ) один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Статьей 6 Закона так же закреплено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу по их желанию может быть предоставлена ЕСВ в соответствии со статьей 4 Закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН от 04.09.2015 N 8, Широбокову С.Г. в постановке на учет отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.4, 6 Закона, (заявитель уволен с 20.06.2013 и не принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу).
Однако судом не принято во внимание то обстоятельство, что Широбоков С.Г. на момент обращения в комиссию УФСИН сотрудником УИС, равно как и гражданином, принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 года по месту прохождения службы не являлся.
Кроме того, в оспариваемом решении суда указано, что "Согласно ч.7 ст.4 ФЗ от 30.12.2013 N 283-ФЭ "О социальных гарантиях ... " право на ЕСВ ни как не зависит от постановки лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, ссылка на данное обстоятельство в протоколе комиссии УФСИН N 8 от 04.09.2015 как на основание отказа в постановке Широбокова С.Г. на учет для получения ЕСВ не соответствует действующему законодательству".
Данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Часть 7 ст. 4 Закона гласит, что право на ЕСВ сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Данная норма распространяет свое действие исключительно на граждан, уволенных со службы в УИС с правом на пенсию и принятых на учет для получения ЕСВ.
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН от 04.09.2015 N 8, Широбокову С.Г. в постановке на учет отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 4, 6 ФЗ Закона, ссылок на ч.7 ст.4 Закона в протоколе нет.
Выводы суда о том, что право на ЕСВ ни как не зависит от постановки лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 основаны на неправильном толковании закона.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Частью 2 названной статьи определено что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. То есть лица указанные в части 1 настоящей статьи вправе выбрать один из способов реализации своего права на улучшение жилищных условий либо путем заключения договора социального найма либо путем получения ЕСВ. Однако судом сделаны абсолютно противоположные выводы, что так же указывает на необъективность вынесенного решения.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились. В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившхся лиц, о чем было вынесено определение от 24.05.2016г.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя УФСИН России по Ставропольскому краю по доверенности Гейко С.С. поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям закона обжалуемое решение суда не отвечает, а доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Широбоков С.Г. в период с 01.05.2009 г. по 20.06.2013 г. проходил службу в УФСИН России по Ставропольскому краю.
Приказом начальника ФКУ ИК-11 N78 л/с от 20.06.2013 г. заявитель был уволен из уголовно - исполнительной системы по п/п "б" (по достижении предельного возраста) ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет заявителя на момент увольнения составила: календарная 19 лет 09 месяцев 11 дней, льготная 21 года 10 месяцев 06 дней.
Истец Широбоков С.Г. обратился в комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю с заявлением (рапортом) о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю от 04.09.2015г., оформленным протоколом N8, истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, как не соответствующему требованиям ст. 4, ст. 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Уведомлением от 09.09.2015 г. N26/ТО/7/15279 до заявителя был доведен отказ Комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими доказательствами и не оспариваются сторонами по делу.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение комиссии УФСИН России по СК от 04.09.2015г., оформленное протоколом N8, в части касающейся Широбокова С.Г. незаконным и обязывая комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю принять Широбокова С.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции руководствовался ст. 49, 51 ЖК РФ, ч. 1 ст. 4, ч.7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пришел к выводу, что на момент поступления истца на службу в органы УФСИН России 01.05.2009 г. и в период прохождения службы, Широбоков С.Г. не мог быть поставлен в очередь на улучшение жилищных условий по месту службы в УФСИН России по Ставропольскому краю, так действующим законодательством это не было предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату ни как не зависит от постановке лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года, ссылка на данное обстоятельство в протоколе комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю N 8 от 04.09.2015 года, как на основание отказа в постановке Широбокова С.Г. на учёт для получения единовременной социальной выплаты, не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия считает данные выводы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 данного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369) право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Согласно п. 27 указанных Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют сотрудники УИС, а также граждане, уволенные со службы в УИС, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года.
Между тем, доказательств того, что истец до увольнения со службы в УФСИН России по СК обращался с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, о предоставлении ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в материалы дела не представлено.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Широбоков С.Г. не приобрел права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Кроме того, не представлено истцом и доказательств того, что он состоял на учете для улучшения жилищных условий.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 декабря 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований Широбокова С.Г. к комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - отказать.
Апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Ставропольскому краю Гейко С.С. - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.