Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Минаева Е.В.,
судей Кононовой Л.И., Муратовой Н.И.,
при секретаре Горбань В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10 марта 2016 года по гражданскому делу по иску Лось СР к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности о включении периодов работы в стаж работы, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И.,
УСТАНОВИЛА:
Лось С.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края ( далее - ГУ - УПФР по Красногвардейскому району СК) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (протокол N ... от ... г.), незаконным, возложении на ответчика обязанности включить в ее специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующих периодов работы:
с ... г. по ... г. (3 года 11мес.15 дней) - в должности старшей медицинской сестры в ясли-саду N ... станции Красная Гвардия Северо-Кавказской железной дороги, филиала ОАО "РЖД" Железная дорога;
с ... г. по ... г. (1год 09 дней) - в должности медицинской сестры в образовательном учреждении "Детский Дом" Красногвардейского района Ставропольского края,
обязать ответчика назначить ей досрочную страховую (трудовую) пенсию по старости с ... года.
В обоснование исковых требований указано, что по расчетам ГУ -УПФР по Красногвардейскому району СК ее стаж, дающий ей право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, как работнику учреждения здравоохранения в сельской местности, составил 18 лет 7 месяцев 20 дней, при необходимом - 25 лет. Считает, что обжалуемое решение противоречит положениям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, которым определено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
Обжалуемым решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10 марта 2016 года исковые требования Лось СР к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности о включении периодов работы в стаж работы, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворены.
Суд признал решение ГУ - УПФР по Красногвардейскому району СК N ... от ... года об отказе Лось СР в назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости незаконным, возложил на ГУ - УПФР по Красногвардейскому району СК обязанность зачесть Лось СР в стаж работы, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы:
- с ... года по ... года в должности старшей медицинской сестры в ясли-сад N ... станции Красная Гвардия Северо-Кавказской железной дороги, филиала ОАО "РЖД" Железная дорога,
- с ... года по ... года в должности медицинской сестры в образовательном учреждении "Детский Дом" Красногвардейского района Ставропольского края, не являющемся учреждением здравоохранения.
Суд обязал ГУ - УПФР по Красногвардейскому району СК назначить Лось Светлане Руслановне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии - с ... года.
В апелляционной жалобе ответчик представитель ответчика - начальник ГУ УПФР по Красногвардейскому району СК Корягина Н.И. просит решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10 марта 2016 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лось С.Р. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Суд не учел, что с 1 октября 1993 года введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397. В связи с этим с этого времени стаж работы в качестве медицинских сестер таких учреждений как детские ясли, детские сады и детские дома не подлежал включению в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости. Обосновывая включение в льготный стаж работы истца спорных периодов работы суд сослался на недопустимые доказательства - показания свидетелей, поскольку характер работы не может быть подтвержден такими доказательствами.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Лось С.Р. просит решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10.03.2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась истец Лось С.Р.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав истца, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, признав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г. (действующего в момент обращения истца к ответчику и отказа в досрочном назначении пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введение нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", действовавшим до 01.10.1993 года, утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Перечень 1959 года).
Из материалов дела следует, что истица в период с ... г. по ... г. (3г.11мес.15 дней) работала в должности медсестры в ясли-саду N ... станции Красная Гвардия Северо-Кавказской железной дороги, филиала ОАО "РЖД" Железная дорога, ( на момент работы в указанной должности место работы истицы называлось - ясли-сад Детское образовательное учреждение (ДОУ) N ... станции Красная Гвардия Министерства путей сообщения Российской Федерации, Северо-Кавказской железной дороги (л.д.14-15).
На дату принятия истицы на работу в данной должности и до ... года действовал утвержденный Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах, а также данный перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
06.09.1991 года Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 (далее - Постановление СМ РСФСР N 464) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 464), а также в п. 3 предусмотрено сохранить за другими работниками учреждений здравоохранения условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В п. 1 Списка N 464 предусмотрены: врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности. При этом конкретный перечень лечебно-профилактических учреждений в Списке N 464 не содержался.
01.10.1993 года введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953, которым п. 1 Списка N 464 изложен в следующей редакции: "Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности". При этом конкретный перечень лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений в Списке N 464, по-прежнему, не содержался.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что исключение льготного (кратного) периода исчисления общего трудового стажа не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), и не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.
Тот факт, что впоследствии детские сады, ясли-сады были отнесены к учреждениям системы образования, и работа в таких учреждениях с ... года и по настоящее время не относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права истицы на пенсионное обеспечение.
Таким образом, суд правомерно включил период работы истицы в должности медицинской сестры в ясли-саду N ... станции Красная Гвардия Северо-Кавказской железной дороги, филиала ОАО "РЖД" Железная дорога, ( на момент работы в указанной должности место работы истицы называлось - ясли-сад ДОУ N ... станции Красная Гвардия Министерства путей сообщения Российской Федерации, Северо-Кавказской железной дороги), в специальный стаж.
Период работы истицы с ... г. по ... г. в должности медицинской сестры в образовательном учреждении "Детский Дом" Красногвардейского района Ставропольского края не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, поскольку в связи с принятием и введением в действие с 01.10.1993 года Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953, которым п. 1 Списка N 464 изложен в следующей редакции: "Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности", в указанный стаж с этого времени включается только работа в медицинских учреждениях.
С учетом включения в стаж работы истицы, дающей ей право на получение досрочной пенсии по старости периода работы с ... г. по ... г. (3г.11мес.15 дней) в должности медсестры в ясли-саду ДОУ N ... станции Красная Гвардия Министерства путей сообщения Российской Федерации, Северо-Кавказской железной дороги, ее специальный стаж работы на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составит: 24 года 04 месяца 01 день, из расчета: 20лет 04 месяца 16 дней (специальный исчисленный УПФР по Красногвардейскому району Ставропольского края, рассчитанный в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П - протокол N ... от ... г. (л.д.25-26)) + 03г.11мес.15дней (то есть, - менее 25 лет).
Таким образом, на момент обращения Лось С.Р. в УПФР по Красногвардейскому району Ставропольского края за назначением досрочной пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, у нее отсутствовал требуемый в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" 25-летний специальный стаж работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
Учитывая изложенное, исковые требования Лось С.Р. к ГУ-УПФР по Красногвардейскому району СК о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости, протокол N ... от ... года, незаконным, обязании ГУ УПФР по Красногвардейскому району Ставропольского края назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о ее назначении - с ... года удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10.03.2016г. в соответствии с п.п.4 п.1 ст.330 ГПК РФ связи с неправильным применением судом норм материального права и процессуального права, подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований Лось Светланы Руслановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии, включении в ее специальный стаж периода работы с ... года по ... года в должности медицинской сестры в образовательном учреждении "Детский Дом" Красногвардейского района Ставропольского края, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10 марта 2016 года в части удовлетворения исковых требований Лось СР к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии, включении в ее специальный стаж периода работы с ... года по 9 ... года отменить.
Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лось СР к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края:
- о признании решения ГУ - УПФР по Красногвардейскому району СК N ... от ... года об отказе в назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости незаконным,
- возложении на ГУ - УПФР по Красногвардейскому району СК обязанность зачесть Лось СР в стаж работы, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода ее работы: с ... года по ... года в должности медицинской сестры в образовательном учреждении "Детский Дом" Красногвардейского района Ставропольского края, не являющемся учреждением здравоохранения,
- возложении на ГУ - УПФР по Красногвардейскому району СК обязанности назначить Лось Светлане Руслановне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением досрочной трудовой пенсии - с ... - отказать
.
Это же решение в части удовлетворения исковых требований Лось СР о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края обязанности включить в стаж ее работы, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода ее работы с ... года по ... года в должности медицинской сестры в ясли-саду ДОУ N ... станции Красная Гвардия Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации - оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ГУ - УПФР по Красногвардейскому району Ставропольского края удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.