Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Сенотрусовой И.В., Федоровой Г.И.
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2016 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 февраля 2016 года по иску прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах муниципального образования Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, неопределенного круга лиц к администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Пестенко Н. А., Пестенко К. Н. о признании незаконными постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 03 июля 2014 года N "О предоставлении служебного жилого помещения Пестенко Н.А.", постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма", постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 января 2016 года N "О внесении изменений в постановление администрации Восточного сельского поселения от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма", о признании недействительными договора социального найма N, заключенного между Восточным сельским поселением Хабаровского муниципального района и Пестенко Н.А. 25 ноября 2014 года, договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 04 февраля 2015 года N, аннулировании записи о государственной регистрации права собственности на квартиру 6 "адрес", возложении обязанности на Пестенко Н.А. и Пестенко К.Н. передать квартиру в распоряжение администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., Пестенко Н.А., ее представителя Роя Е.Е., представителя администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Голына Н.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился с иском в интересах муниципального образования Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и неопределенного круга лиц к администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Пестенко Н. А., Пестенко К. Н. о признании незаконными постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 03 июля 2014 года N "О предоставлении служебного жилого помещения Пестенко Н.А.", постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма", постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 января 2016 года N "О внесении изменений в постановление администрации Восточного сельского поселения от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма", о признании недействительными договора социального найма N, заключенного между Восточным сельским поселением Хабаровского муниципального района и Пестенко Н.А. 25 ноября 2014 года, договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 04 февраля 2015 года N, аннулировании записи о государственной регистрации права собственности на квартиру "адрес", возложении обязанности на Пестенко Н.А. и Пестенко К.Н. передать квартиру в распоряжение администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края проверки выявлены факты нарушения жилищного законодательства при предоставлении администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и жилых помещений по договорам социального найма. В нарушение Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Восточного сельского поселения, утвержденного постановлением главы администрации Восточного сельского поселения от 17 августа 2007 года N 23, Пестенко Н.А., работающей "данные изъяты" администрации Восточного сельского поселения, предоставлено служебное жилое помещение по "адрес", в то время как на момент издания постановления главы сельского поселения 03 июля 2014 года N она и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением на территории Восточного сельского поселения по "адрес". Кроме того, в нарушение п.1.2 раздела Ш указанного Порядка Пестенко Н.А. не был предоставлен полный пакет документов, в том числе о составе семьи и о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения и сделок с ними в отношении Пестенко Н.А. и членов ее семьи. Постановлением главы сельского поселения от 02 июля 2014 года N жилое помещение в "адрес" включено в специализированный жилищный фонд администрации Восточного сельского поселения с отнесением его к служебному жилому помещению. Постановлением главы администрации Восточного сельского поселения от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма" указанная выше квартира переведена из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования. 25 ноября 2014 года между администрацией Восточного сельского поселения и Пестенко Н.А. заключен договор N социального найма жилого помещения. Полагает, что у администрации сельского поселения не имелось оснований для перевода служебного жилого помещения в состав жилищного фонда социального найма и последующего заключения договора социального найма на спорную квартиру и договора приватизации указанной квартиры. Считает, что администрация сельского поселения незаконно передала служебное жилое помещение в порядке приватизации Пестенко Н.А.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 февраля 2016 года исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права, в частности, указывает на то, что суд не учел, что на момент предоставления служебного жилого помещения Пестенко Н.А. не являлась нуждающейся в получении указанного жилого помещения, так как обеспечение служебным жилым помещением производится только в соответствии с осуществлением трудовой функции, но не в связи с улучшением жилищных условий. Судом не учтено, что администрацией Восточного сельского поселения изданием постановления N от 03 июля 2014 года "О предоставлении служебного жилого помещения Пестенко Н.А.", постановления N от 20 ноября 2014 года "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма" фактически осуществлено прикрытие сделки, совершенной с нарушением закона, и выведение жилого фонда из общей жилой массы сельского поселения. Суд не учел то обстоятельство, что администрацией Восточного сельского поселения не представлено доказательств обеспечения жилым помещениями всех состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. Поскольку изначально оснований для предоставления Пестенко Н.А. жилого помещения по договору социального найма не имелось, договор социального найма между администрацией и Пестенко Н.А. заключен в нарушение требовании Жилищного кодекса Российской Федерации, суду необходимо было применить положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В возражениях относительно апелляционного представления представитель Пестенко Н.А. Рой Е.Е., представитель администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района просят оставить его без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, возражений относительно апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Пестенко Н.А. с 12 января 2011 года является муниципальным служащим, занимает должность "данные изъяты" администрации Восточного сельского поселения, что подтверждается копией трудового договора от 12 января 2011 года, распоряжением администрации от 12 января 2011 года N. 19 июня 2014 года Пестенко Н.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации Восточного сельского поселения о предоставлении служебного жилого помещения в связи с необеспеченностью жилым помещением по нормам (состав семьи 4 человека, общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 45 кв.м).
Решением жилищной комиссии администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 02 июля 2014 года Пестенко Н.А. предоставлено служебное жилое помещение. В тот же день 02 июля 2014 года главой сельского поселения подписано постановление N "О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебному" жилое помещение, расположенное по "адрес", общей площадью 49,8 кв.м, включено в специализированный жилищный фонд администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района с отнесением его к служебному жилому помещению. Передача указанной квартиры была осуществлена из федеральной собственности в муниципальную собственность Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района распоряжением Территориального агентства Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае от 18 апреля 2014 года N.
03 июля 2014 года постановлением главы Восточного сельского поселения N "О предоставлении служебного жилого помещения Пестенко Н.А." Пестенко Н.А. и членам ее семьи предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по "адрес", по договору найма служебного жилого помещения на время работы "данные изъяты" администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно договору найма специализированного жилищного фонда с отнесением его к служебному жилому помещению от 03 июля 2014 года, заключенному между администрацией Восточного сельского поселения и Пестенко Н.А. в отношении квартиры "адрес", в жилое помещение совместно с нанимателем вселяются члены его семьи ФИО1, Пестенко К.Н., ФИО2. Договор заключен на время работы в администрации Восточного сельского поселения.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определены виды помещений специализированного жилищного фонда, одним из которых являются служебные жилые помещения.
Согласно ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из приведенной нормы следует, что специализированные жилые помещения не могут предоставляться гражданам, имеющим в населенном пункте, где они работают, жилье на праве собственности, социального найма или по другим основаниям.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 4 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного постановлением главы Восточного сельского поселения от 17 августа 2007 года N 23, которым определено, что жилые помещения в специализированном жилищном фонде предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями на территории Восточного сельского поселения или в пределах соответствующего населенного пункта поселения. При этом пунктом 1.1 Положения предусмотрена возможность предоставления служебных жилых помещений муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в администрации Восточного сельского поселения.
Как следует из материалов дела, основанием для предоставления Пестенко Н.А. служебного жилого помещения явилась обеспеченность жилым помещением менее нормы, предусмотренной жилищным законодательством, тогда как указанное обстоятельство не является юридически значимым при решении вопроса о предоставлении служебного жилого помещения. Основанием для предоставления служебного жилого помещения, как указано выше, является необеспеченность в конкретном населенном пункте, в данном случае это необеспеченность на территории Восточного сельского поселения или в пределах соответствующего населенного пункта.
На момент заключения между администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района и Пестенко Н.А. последняя имела в собственности квартиру, расположенную по "адрес", администрация Восточного сельского поселения, как следует из материалов дела, расположена в с.Восточное Хабаровского района, следовательно, Пестенко Н.А. была обеспечена жилым помещением на территории Восточного сельского поселения, что исключало возможность предоставления ей служебного жилого помещения в соответствии с положениями статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного постановлением главы Восточного сельского поселения от 17 августа 2007 года N 23.
При разрешении иска суд первой инстанции не учел указанные нормы права, а исходил из того, что семья Пестенко Н.А. нуждалась в улучшении жилищных условий на момент предоставления ей служебного жилого помещения, состояла на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставила необходимый пакет документов, в связи с чем, пришел к неверному выводу о законности заключения с Пестенко Н.А. договора служебного найма на квартиру "адрес".
В связи с изложенным судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить исковое требование прокурора о признании незаконным постановления главы Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района от 03 июля 2014 года N "О предоставлении служебного жилого помещения Пестенко Н.А.".
Отказывая в удовлетворении иных исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что собственник жилого помещения администрация Восточного сельского поселения вправе принимать решения об отнесении объекта к тому или иному фонду, исключать из него жилые помещения, поскольку согласно положениям Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку при разрешении исковых требований прокурора суд не применил закон, подлежащий применению, не учел обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в связи с чем, принял незаконное решение, подлежащее отмене.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Частью 2 указанной статьи определено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Суд первой инстанции, принимая решение, обосновал свою позицию Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П, которым положения статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующей вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции не учел, что, принимая указанное Постановление, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что отстранение органов местного самоуправления от распоряжения муниципальной собственностью и передача своих полномочий на уровень субъекта Российской Федерации противоречили бы конституционно-правовому статусу местного сообщества как непосредственного носителя прав муниципального собственника и прав на местное самоуправление. Поэтому, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе определять необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение.
Однако, в этом же Постановлении, содержится вывод о том, что решения о приватизации служебного жилья должны быть определенными, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений. Они не должны предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан.
В администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края не разработаны положения о передаче в собственность граждан служебных жилых помещений, следовательно, общие критерии передачи в собственность граждан таких помещений не определены, равно как не определены категории граждан, имеющих право претендовать на такую передачу, не разработан порядок передачи служебных жилых помещений в собственность граждан.
Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что, принимая решение о приватизации спорного жилого помещения, администрация Восточного сельского поселения действовала произвольно.
Учитывая то обстоятельство, что решение о присвоении статуса служебного жилого помещения спорной квартире принято в июле 2014 года, а в ноябре 2014 года принято решение о переводе этого жилого помещения в жилищный фонд социального использования, и администрацией Восточного сельского поселения в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено доказательств необходимости такого перевода, необходимости разрешения приватизации служебного жилого помещения заместителю главы администрации сельского поселения Пестенко Н.А., судебная коллегия приходит к выводу о том, что отнесение спорного жилого помещения к жилищному фонду социального использования произведено необоснованно.
Таким образом, оснований для предоставления Пестенко Н.А. служебного жилого помещения не имелось, необходимость разрешения приватизации служебного жилого помещения Пестенко Н.А. администрацией Восточного сельского поселения не доказана, в связи с чем, приватизация служебного жилого помещения Пестенко Н.А. произведена в нарушение действующего жилищного законодательства и законодательства о приватизации жилищного фонда.
Что касается предоставления спорного жилого помещения члену семьи Пестенко Н.А. ФИО1 на условиях договора социального найма, то такое предоставление спорной квартиры произведено в нарушение порядка, предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации, не может быть признано законным ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ФИО1, являющийся супругом Пестенко Н.А., с 19 мая 1994 года состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Восточном сельском поселении составом семьи 4 человека. По состоянию на 10 сентября 2014 года значился в списке нуждающихся под номером N (т. 2 л.д. 25-26).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В данном случае оснований для снятия ФИО1 с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса РФ, не имелось, поскольку членами его семьи 08 июня 2011 года приобретено на основании договора приватизации жилое помещение общей площадью 23,6 кв.м, а 06 февраля 2012 года на основании договора купли-продажи жилое помещение общей площадью 45 кв.м, то есть в обоих случаях приобретены квартиры, общая площадь которых была менее учетной нормы жилой площади, предусмотренной постановлением главы Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16 апреля 2007 года N 11, которая составляет 13 кв.м общей площади или 8 кв.м жилой площади на одного человека.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 указанной статьи определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
То обстоятельство, что ФИО1 является инвалидом 2 группы, не является основанием для предоставления ему жилого помещения вне очереди, к иным категориям граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди, он не относится, следовательно, он имел право на получение жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий в порядке очередности.
Как указано выше, по состоянию на 10 сентября 2014 года ФИО1 значился в очереди на получение жилья в Восточном сельском поселении под номером N.
Решение жилищной комиссии администрации Восточного сельского поселения о заключении договора социального найма с Пестенко Н.А. принято 19 ноября 2014 года, договор социального найма жилого помещения, расположенного по "адрес", заключен с Пестенко Н.А. 25 ноября 2014 года. При этом в качестве члена семьи, вселяющегося в указанную квартиру совместно с Пестенко Н.А., ФИО1 не указан, в качестве члена семьи, вселяющегося в предоставленное жилое помещение, указана дочь Пестенко К.Н.
Таким образом, к моменту предоставления Пестенко Н.А. спорного жилого помещения на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состояли 6 человек, у всех состав семьи указан 3-4 человека. Состоявшим на учете нуждающихся в получении жилья ранее ФИО1 ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 жилые помещения были предоставлены 05 февраля 2015 года, от ФИО7 и ФИО8 02 февраля 2015 года поступили заявления об отказе от предоставления жилых помещений, но указаны иные жилые помещения, а не спорная квартира.
Следовательно, к моменту разрешения вопроса о предоставлении Пестенко Н.А. спорного жилого помещения по договору социального найма, очередность предоставления жилых помещений администрацией Восточного сельского поселения не соблюдена, нарушен порядок, предусмотренный статьей 57 Жилищного кодекса РФ.
Частью 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
На основании договора купли-продажи от 06 февраля 2012 года Пестенко Н.А. является собственником квартиры, расположенной по "адрес", общей площадью 45 кв.м. Материалами дела подтверждается, что в указанной квартире проживали 4 человека.
Постановлением главы администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16 апреля 2007 года N 11 установлена норма предоставления площади жилого помещения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района, в размере 15 кв.м общей площади или 9 кв.м жилой площади.
Следовательно, при наличии в собственности Пестенко Н.А. жилого помещения общей площадью 45 кв.м, администрация Восточного сельского поселения, предоставив ей по договору социального найма жилое помещение по "адрес", общей площадью 49,8 кв.м, допустила нарушение части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть нарушила порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п.23), суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку в данном случае имели место нарушения порядка и условий предоставления спорного жилого помещения и нарушены права других граждан на указанное жилое помещение, решение жилищной комиссии администрации Восточного сельского поселения от 19 ноября 2014 года о предоставлении квартиры "адрес" Пестенко Н.А. является недействительным, равно как и договор социального найма жилого помещения от 25 ноября 2014 года N, заключенный между администрацией Восточного сельского поселения и Пестенко Н.А. на основании указанного решения.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в данном случае является недействительным и заключенный на основании договора социального найма жилого помещения договор приватизации указанной квартиры N, заключенный 04 февраля 2015 года между администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района и Пестенко Н.А. и Пестенко К.Н., которые обязаны возвратить прежнему собственнику спорное жилое помещение.
Таким образом, все предъявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлины, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что предъявлены и подлежат удовлетворению исковые требования неимущественного характера, с ответчиков Пестенко Н.А. и Пестенко К.Н. в соответствии с положениями части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере "данные изъяты" с каждого.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 февраля 2016 года по иску прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах муниципального образования Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, неопределенного круга лиц к администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Пестенко Н. А., Пестенко К. Н. о признании незаконными постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 03 июля 2014 года N "О предоставлении служебного жилого помещения Пестенко Н.А.", постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма", постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 января 2016 года N "О внесении изменений в постановление администрации Восточного сельского поселения от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма", о признании недействительными договора социального найма N, заключенного между Восточным сельским поселением Хабаровского муниципального района и Пестенко Н.А. 25 ноября 2014 года, договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 04 февраля 2015 года N, аннулировании записи о государственной регистрации права собственности на квартиру "адрес", возложении обязанности на Пестенко Н.А. и Пестенко К.Н. передать квартиру в распоряжение администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 03 июля 2014 года N "О предоставлении служебного жилого помещения Пестенко Н.А.".
Признать незаконным постановление администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 ноября 2014 года N "О выведении жилого помещения из статуса специализированного жилого фонда с отнесением его к служебному жилому помещению в фонд социального найма" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 января 2016 года N.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения (квартиры) от 25 ноября 2014 года N, заключенный между администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Пестенко Н. А..
Признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 04 февраля 2015 года N, заключенный между администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Пестенко Н. А. и Пестенко К. Н..
Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Пестенко Н. А. и Пестенко К. Н. на квартиру "адрес".
Возложить обязанность на Пестенко Н. А. и Пестенко К. Н. передать в распоряжение администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края жилое помещение, расположенное по "адрес".
Взыскать с Пестенко Н. А. и Пестенко К. Н. в доход бюджета городского округа "Город Хабаровск" государственную пошлину в размере по "данные изъяты" с каждой.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А.Разуваева
Судьи И.В.Сенотрусова
Г.И.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.