Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой
судей В.А. Галенко, Н.В.Пестовой
при секретаре Е.В. Павловой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Астафьевой Н. В. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании права на муниципальную пенсию,
по апелляционной жалобе администрации города Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения представителя администрации города Комсомольска-на-Амуре А.В. Перехожевой, действующей на основании доверенности от 03.12.2015 г., судебная коллегия
установила:
Астафьева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании права на муниципальную пенсию указав, что с 11.07.1994 года по 31.12.2009 года проходила муниципальную службу в отделе социальной защиты населения Центрального округа администрации города Комсомольска-на-Амуре, являлась муниципальной служащей. Срок муниципальной службы составил 15 лет 5 месяцев. 31.12.2009 года была уволена переводом в КГУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре", работа в котором не является муниципальной службой. Решением комиссии по исчислению стажа выслуги лет работникам исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 27.11.2015 года отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с увольнением в порядке перевода. Считает данный отказ незаконным, поскольку норма, регулирующая порядок назначения пенсии введена в действие с августа 2010 года, а уволена она 31.12.2009 года.
Просила суд признать право на муниципальную пенсию за выслугу лет, обязать ответчика назначить муниципальную пенсию за выслугу лет с даты обращения с учетом районного коэффициента.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 11 февраля 2016 года исковые требования Астафьевой Н.В. удовлетворены. За Астафьевой Н.В. признано право на муниципальную пенсию, на администрацию города Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность назначить пенсию с 01.10.2015 года.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре ставит вопрос об отмене решения, принятии нового об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь не неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. В обоснование доводов указывает, что судом необоснованна изменено основание увольнения истца, данное требование не являлось предметом иска. Истец уволена по основанию установленному п.5 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность)). Данное основание не включено в перечень оснований увольнения с муниципальной службу, установленный п.3 ст.11 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 года N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае".
В возражениях относительно доводов жалобы Астафьева Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам дана надлежащая оценка, требования разрешены в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции Астафьева Н.В. не явилась, о явке извещалась по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представила, просьб об отложении слушания дела не заявляла.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", с учетом мнения лиц, участвующих в деле, явившихся в суд апелляционной инстанции, признает причину неявки Астафьевой Н.В. неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре Перехожева А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Астафьевой Н.В. требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке установлены.
Разрешая спор и признавая за Астафьевой Н.В. право на муниципальную пенсию, с возложением обязанности на ответчика о назначении пенсии с 01.10.2015 года суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически Астафьева Н.В. была уволена в связи с ликвидацией отдела социальной защиты населения администрации города Комсомольска-на-Амуре, а поэтому имеет право на муниципальную пенсию.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В соответствии с ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу ч.2 ст.24 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно п.4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно ст.11 Закона Хабаровского края от 25 июля 2007 г. N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" муниципальный служащий при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета муниципального образования при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:
-ликвидация органов местного самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления, их структурных подразделениях, в аппарате избирательной комиссии муниципального образования либо сокращение должности муниципальной службы;
- достижение предельного возраста, установленного федеральным законодательством для замещения должности муниципальной службы;
- обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы;
- увольнение по собственному желанию;
- увольнение с должностей муниципальной службы, учреждаемых в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в связи, с прекращением этими лицами своих полномочий;
- увольнение в связи, с избранием на выборную должность.
Из материалов дела следует, что с 21.08.2015 года Астафьева Н.В. является получателем страховой части пенсии по старости.
Решением комиссии по исчислению стажа выслуги лет работникам исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 27.11.2015 года Астафьевой Н.В. в назначении пенсии за выслугу лет отказано, в связи с ее увольнением в порядке перевода.
31.12.2009 года Астафьева Н.В. уволена с должности муниципальной службы по п.5. ч.1 ст.77 - перевод работника с его согласия в другое учреждение, что подтверждается приказом об увольнении, записью в трудовой книжке истца.
Поскольку основание увольнение истца не соответствует перечню оснований увольнения с муниципальной службы, предусматривающих право для назначения пенсии по выслуге лет муниципальному служащему, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Ошибочным является вывод суда об увольнении истца в связи с ликвидацией предприятия. Доказательств увольнения истца по указанному основанию материалы дела не содержат и в ходе судебного разбирательства судом не установлены.
Кроме того, истцом не заявлялось требование об оспаривании основания увольнения. Предметом предъявленного истцом иска данное требование не являлось.
В связи с тем, что требование о признании права на муниципальную пенсию не подлежит удовлетворению, не подлежит удовлетворению и производное требование о назначении пенсии за выслугу лет с даты обращения с учетом районного коэффициента.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 февраля 2016 года по делу по иску Астафьевой Н. В. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании права на муниципальную пенсию отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Астафьевой Н. В. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании права на муниципальную пенсию отказать.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, в Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи В.А. Галенко
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.