Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей Железовского С.И., Порохового С.П.,
при секретаре Ильчук Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Козловой Л.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Козловой Л.В. на решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 30 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., судебная коллегия
установила:
истец Козлова Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что проходила военную службу в Вооруженных Силах более 20 лет в календарном исчислении. Уволена с военной службы 30.07.1996г. по достижению предельного возраста, за время прохождения военной службы не обеспечивалась жилым помещением. С момента увольнения и до настоящего времени истец проживает в служебном жилом помещении. При увольнении с военной службы уведомила командование о необеспеченности жильем, выразила согласие на получение квартиры после увольнения с военной службы. В начале 2015 года с целью уточнения информации обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье", где выяснила, что для восстановления на учете ей необходимо представить пакет документов, предусмотренный приказом Минобороны РФ N1280 от 30.09.2010 г. Полагает, что ее права нарушены.
Просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств Министерства обороны РФ; обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" принять Козлову Л.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на состав семьи 1 человек, по избранному месту жительства в гор. Чита, с 15.08.1996 г.
Решением Кировского районного суда гор. Хабаровска от 30 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований Козловой Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Козлова Л.В. не согласившись с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что никогда жильем не обеспечивалась, членом семьи нанимателя или собственника жилья не являлась, проживает в служебном жилом помещении. Из материалов личного дела истца, хранящегося в Военном комиссариате Забайкальского края, лист беседы при увольнении и рапорт об увольнении из рядов Вооруженных сил России отсутствует. Таким образом, уполномоченные должностные лица, возложенные на них законом обязанности выяснения вопроса о нуждаемости в жилье и разъяснение его прав, в том числе на обеспечение жилым помещением, не исполнили.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Стороны, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно Выписке из приказа командира войсковой части 06878 от 13.08.1996 г., старший прапорщик Козлова Л.В., уволена с военной службы в запас на основании приказа командира войсковой части 55345 N от 30.07.1996 г. по ст. 48 - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения.
Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 14 дней, в льготном - 26 лет 10 месяцев 05 дней, что подтверждается справкой военного комиссариата Читинской области от 24.09.2002 г.
Согласно справке ОАО "Славянка" от 16.06.2011 г. Козлова Л.В. была зарегистрирована и проживала по "адрес" в период с 22.05.1986 г. по 21.11.1996 г.; "адрес" в период с 21.11.1996 г. по настоящее время.
Судом установлено, что Козлова Л.В. не имеет на правах собственности жилых помещений, в приватизации не участвовала, что подтверждается уведомлением КГУП "Забайкальское БТИ" от 05.08.2011 г.
14.04.2015 г. Козлова Л.В. обратилась в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением и пакетом документов для признания нуждающейся в получении жилого помещения.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 18.05.2015 г. N09-14/38 Козловой Л.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993г. "О статусе военнослужащих", ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что истец, обращаясь в суд с иском 23 ноября 2015 г., по истечении 19 лет со дня увольнения, доказательств постановки на учет по месту прохождения службы или в органе местного самоуправления (Администрации по месту фактического проживания), как нуждающейся в получении жилого помещения не предоставила. На момент увольнения Козловой Л.В. с военной службы обязанность по обеспечению жильем в избранном месте жительства в соответствии с нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих" была возложена на органы местного самоуправления, в настоящее время Козлова Л.В. военнослужащей не является, в связи с чем, правовых оснований для возложения на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обязанности признать право Козловой Л.В. на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ по договору социального найма у суда не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы (пункт 3 статьи 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы (абзац 2 пункта 1 статьи 15).
Положениями статьи 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих (в том числе граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более) на обеспечение жилым помещением, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилого помещения и состоящих на учете в едином реестре военнослужащих.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или предоставления денежных средств на их приобретение в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 06.09.1998г. N 1054.
Вопросы постановки военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма регламентируются "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010г. N 1280.
В силу пункта 1 указанной Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы.
Ведение реестра военнослужащих и членов их семей, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в силу пункта 7 Инструкции осуществляет уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 5 данной Инструкции правом принятия решения о постановке военнослужащих на учет или об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 определен Департамент жилищного обеспечений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Пунктом 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку на момент увольнения с военной службы (30.07.1996г..) Козлова Л.В. не была признана нуждающейся в получении жилого помещения, в том числе по избранному месту жительства и не состояла в соответствующих списках очередников, то она, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, в настоящее время не вправе претендовать на принятие ее жилищным органом Министерства обороны Российской Федерации на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятого судом решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 30 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Козловой Л.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу Козловой Людмилы Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Шилова
Судьи: С.П. Пороховой
С.И. Железовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.