Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.
судей Овсянниковой И.Н., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о понуждении к совершении действий,
по апелляционной жалобе ООО "Главное управление жилищным фондом" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 01 марта 2016 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО "Главное управление жилищным фондом" о понуждении к совершении действий. В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ООО "Главное управление жилищным фондом" требований жилищно-коммунального законодательства, при содержании и обслуживании многоквартирных домов "адрес". В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона с территории вышеуказанных жилых домов не вывозятся бытовые отходы, в связи с чем, площадки для сбора отходов захламлены, контейнеры переполнены. Не производится очистка придомовых территорий от снега, а также в домах не работают лифты. Таким образом, ненадлежащее исполнение ООО "ГУЖФ" своих обязанностей, как управляющей компании, по обслуживанию жилых домов "адрес", влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в названных домах.
Просит с учетом уточненных требований обязать ООО "ГУЖФ" в срок до 30.03.2016 года произвести работы по санитарному содержанию, уборке и вывозу твердых бытовых отходов с территории жилых домов "адрес"; обязать ООО "ГУЖФ" в срок до 30.03.2016 произвести работы очистке от снега придомовых территорий жилых домов "адрес"; обязать ООО "ГУЖФ" запустить лифты жилых домов N,1 "А", 3, 3 "А" по "адрес", а также организовать их обслуживание и надлежащую работу.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 01.03.2016 года исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворены.
На ООО "Главное управление жилищным фондом" возложена обязанность в срок до 30.03.2016 года произвести работы по санитарному содержанию, уборке и вывозу твердых бытовых отходов с территории жилых домов "адрес"; произвести работы очистке от снега придомовых территорий жилых домов "адрес"; запустить лифты жилых домов "адрес", а также организовать их обслуживание и надлежащую работу.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Главное управление жилищным фондом", не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование доводов жалобы указано, что для выполнения комплексного содержания и текущего ремонта обществом был заключен договор с ООО "РусКомплекс" N от 30.10.2015г. на комплексное содержание многоквартирных домов. Согласно договору подрядчик ООО "РусКомплекс" обязуется в полном объеме выполнять комплекс услуг по комплексному содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, принял на себя обязательство по санитарному содержанию и уборке придомовой территории многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ГУЖФ" сбору и вывозу твердых бытовых отходов, обслуживанию лифтовом оборудования.
Указанная территория официально не оформлена, а ее условное закрепление не влечет перехода права владения или пользования прилегающей территории к лицам, осуществляющим ее содержание. Организация вывоза твердых бытовых отходов относится к компетенции ООО "Рускомплекс" в рамках взятых на себя обязательств по договору от 30.10.2015г. на комплексное содержание многоквартирных домов. Организация работы лифтового оборудования так же входит в обязанности ООО "Рускомплекс". Между ООО "Рускомплекс" и обслуживающей организацией ООО "Хабаровсклифтсервис ДВ" заключен договор от 01.01.2016 на обслуживание лифтового оборудования в многоквартирных домах "адрес"
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что с территории многоквартирных домов "адрес" не вывозятся бытовые отходы, в связи с чем площадки для сбора отходов захламлены, контейнеры переполнены. Не производится очистка придомовых территорий от снега, а также в домах не работают лифты.
27.07.2015 г., между Минобороны России и ООО "ГУЖФ" заключен договор управления жилищным: фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N 2-УЖФ-03, в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению с 03.08.2015 г. жилыми домами Минобороны России. 28.10.2015 г. между Минобороны России и ООО "ГУЖФ" заключено дополнительное соглашение N 3, в соответствии с которым в перечень жилых домов, обслуживаемых по договору N 2-УЖФ-ОЗ включены жилые дома "адрес".
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).
В соответствии со ст.ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п. 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Из п. 8.2.4. того же СанПин, следует, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 22 перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 290 определено, что в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме выполняются следующие работы: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта, обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов), обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов), обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Кроме того, п. 24 указанного перечня закреплено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят в том числе работы по очистке крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см., сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см., очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова), очистка придомовой территории от наледи и льда.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.42 Конституции, ст. 162 Жилищного кодекса РФ, ст.45, 150 Гражданского кодекса РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-3.2003, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N170, п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" исходил из того, что ООО "Главное управление жилищным фондом" является управляющей организацией обслуживающей жилые дома "адрес" и установив, что с территории данных многоквартирных домов не вывозятся бытовые отходы, не производится очистка придомовых территорий от снега, а также в домах не работают лифты, пришел к правильному выводу о том, что бездействие управляющей организации, нарушает требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, в связи с чем возложил на ответчика обязанность в срок до 30.03.2016 года произвести работы по санитарному содержанию, уборке и вывозу твердых бытовых отходов с территории жилых домов на обслуживаемой территории, произвести работы очистке от снега придомовых территорий указанных жилых домов, запустить лифты и организовать их обслуживание и надлежащую работу.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам, в том числе тем, на которые ссылается в апелляционной жалобе ответчик, дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, ненадлежащее исполнение ответчиком, являющимся управляющей организацией и обязанной в силу действующего законодательства и принятых обязательств оказывать услуги надлежащего качества.
Довод апелляционной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, судебная коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку обязанность управляющей организации многоквартирного дома по обеспечению содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных документов, по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома установлены положениями Жилищного кодекса РФ (ч. 2 ст. 162) и договором управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ от 27.07.2015 г., заключенным с Министерством обороны РФ.
Довод жалобы о том, что границы придомовой территории не определены и данная территория им для обслуживания не передавалась, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку это не освобождает управляющую компанию от обязанности по содержанию придомовой территории, в т.ч. в зимний период.
Довод жалобы о том, что организация работы лифтового оборудования входит в обязанности ООО "Рускомплекс", судебная коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу положений пп. "а" п. 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, лифты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность по обеспечению содержания лифтов в указанных жилых домах в исправном состоянии и по организации их надлежащего обслуживания и ремонта лежит на ответчике.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 01 марта 2016 года по делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о понуждении к совершении действий, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Главное управление жилищным фондом"- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи И.Н. Овсянникова
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.