Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Дорожко С.И.
судей Овсянниковой И.Н., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Арабаджи М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хиневич И.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, уволенного с военной службы,
по апелляционной жалобе ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 29 февраля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения представителя истца Тихомирова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хиневич И.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании незаконным решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, уволенного с военной службы.
В обоснование иска указал, что являлся военнослужащим, календарная выслуга составила 10 лет 12 дней, льготная выслуга - 13 лет 01 месяц 06 дней. На сегодняшний день не обеспечен жилым помещением от МО РФ, имел право на получение ГЖС, но не воспользовался им. Во время прохождения военной службы состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в в/ч 15140 и в 428 ОМИС. Документацию после реорганизации должны были передать в адрес ответчика, однако, не передали. Проживает в помещении, принадлежащем на праве собственности отцу истца, во время службы был зарегистрирован при в/ч 15140, 09870. В собственности недвижимого имущества на всей территории РФ не имеет. ФГКУ "Востокрегионжилье" отказало в постановке на учет, поскольку отсутствует выписка из протокола жилищной комиссии войсковой части. Считает данный отказ незаконным.
Просит признать необоснованным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина уволенного с военной службы; обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" поставить на учет Хиневич И.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина уволенного с военной службы в установленном законом порядке с составом семьи один человек по избранному месту жительства г. Хабаровска с 24.08.2015 года.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 29 февраля 2016 года исковые требования Хиневича В.В. удовлетворены частично.
За Хиневичем И.В. признано право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном месте жительства в г. Хабаровск, составом семьи один человек.
На ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ возложена обязанность принять Хиневича И.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как уволенного с военной службы, по избранному месту жительства в г.Хабаровск, составом семьи один человек с 24.08.2015 года.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ не согласившись с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что норма предоставления жилья устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Поскольку Хиневич И.В. зарегистрирован и проживает с 18.02.2012 в квартире отца Хиневича В.И. которому квартира "адрес" была передана по договору на передачу жилого помещения в собственность граждан бесплатно, право собственности за Хиневичем В.И. было зарегистрировано от 17.03.2010 согласно свидетельству о государственной регистрации права, исковыми требованиями истец ставит вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением от государства по избранному месту жительства после увольнения в г. Хабаровск. В соответствии с п.2. Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения в г. Хабаровске составляет 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека исходя из которой, Хиневич И.В. обеспечен жилым помещением в составе семьи своего отца по нормам действующего жилищного законодательства. ФГКУ "Востокрегионжилье" действовало в соответствии с установленным порядком и в пределах своих полномочий, оспариваемые заявителем действия должностного лица ФГКУ "Востокрегионжилье" носят правомерный, соответствующий действующему законодательству характер. Суд вышел за рамки исковых требований, признав право Хиневича И.В. состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства г. Хабаровск, с составом семьи один человек.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, возражавшего против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции от 28.06.2002 г. государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления обязаны в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно - строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. N 1280 утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", в соответствии с которой решение вопросов о предоставлении военнослужащим жилых помещений входит в компетенцию Департамента жилищного обеспечения МО РФ.
Согласно п. 1, 5 Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа) с приложением соответствующих документов.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции (далее Инструкция), не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Командир (начальник) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы в течение трех рабочих дней вручает под роспись военнослужащему указанное уведомление.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. 176-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Хиневич И.В. состоял на военной службе с 31.07.1998 года по 03.07.2001 года, с 15.10.2003 года по 24.12.2010 года. Календарная выслуга лет составляет 10 лет 12 дней, льготная выслуга составляет 13 лет 01 месяц 06 дней. Уволен по пп. "а" п. 2 ст. 51 (в связи с организационно-штатными мероприятиями), данные обстоятельства подтверждаются справкой военного комиссариата Хабаровского края по Ванинскому и Советско-гаванскому районам, г. Советская Гавань, выпиской из личного дела.
Как следует из листа беседы от 18.06.2010 года на момент увольнения из ВС РФ истец жилой площадью не обеспечен.
Согласно справке военного комиссариата Хабаровского края по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам, г. Советская Гавань от 10.11.2015г., членами семьи Хиневич И.В. являются жена - Хиневич Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Хиневич И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По состоянию на 05.10.2015 год Хиневич И.В. зарегистрирован по "адрес". совместно с ним по данному адресу зарегистрирован собственник помещения Хиневич В.И., что подтверждается выпиской из лицевого счета, свидетельством о государственной регистрации права.Брак между Хиневич И.В. и Хиневич Н.А. расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка N 67 22.08.2011 года, о чем 02.09.2011 года составлена запись акта о расторжении брака N.
Согласно информации Управления Росреестра объекты недвижимого имущества в собственности у Хиневича И.В. отсутствуют.
24.08.2015 года Хиневич И.В. обратился с заявлением в ФГКУ "Востокрегионжилье" о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
04.09.2015 года в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что Хиневич И.В. по данным ФГКУ "Востокрегионжилье" на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял, нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма от МО РФ не признавался.
Разрешая заявленные Хиневич И.В. требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.52 Жилищного кодекса РФ, ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что истец являлся военнослужащим, общая продолжительность его военной службы составляет более 10 лет, на момент увольнения жилым помещением не обеспечен, что нашло отражение в листе беседы при увольнении, на праве собственности жилых помещений не имеет, пришел к верному выводу о том, что Хиневич И.В., как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, не обеспеченный на момент увольнения жилым помещением, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства г. Хабаровск и поставлен на учёт в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и пунктами 6 и 7 Правил о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас, в связи с чем, пришел к верном выводу о наличии у истца права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном месте жительства г.Хабаровск и наличии у ответчика обязанности по принятию истца на такой учет с даты обращения истца 24.08.2015г.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
На момент увольнения 24.12.2010 г. с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями Хиневич И.В. по месту службы жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был и имел общую продолжительность военной службы более 10 лет, что в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" давало ему право на постановку вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и на обеспечение жильем в соответствии с законодательством.
О необеспеченности истца в период прохождения военной службы и при увольнении с нее, жилым помещением, свидетельствует справка 428 отделения морской инженерной службы от 27.08.2004г., согласно которой, Хиневич И.В. жилья не имеет, состоит на учете органов Министерства обороны, лист беседы, согласно которому, при увольнении истец заявил о необеспеченности жилым помещением, в период прохождения военной службы имел регистрацию в/ч 15140 с 11.02.2004г. по 18.12.2007г., в/ч 09870 с 12.03.2008г. по 18.02.2012г.
С заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в г. Хабаровске заявитель обратился 24 августа 2015 г., то есть после увольнения с военной службы и регистрации по прежнему месту жительства "адрес", что явилось основанием к отказу в принятии его на жилищный учет.
Согласно п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе предусмотренных п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", о невозможности увольнения определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без выяснения согласия на такое увольнение без предоставления им жилых помещений для постоянного проживания.
Порядок организации работы по проведению мероприятий, связанных с увольнением военнослужащих, установлен Министром обороны Российской Федерации в Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом от 30 сентября 2002 г. N 350, действовавшей на период увольнения истца с военной службы.
Согласно п. п. 22, 23 Инструкции и приложению N 3 к Инструкции командир воинской части обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы, после чего в представлении к увольнению с военной службы отразить вопросы обеспеченности представляемого к увольнению военнослужащего жилым помещением по нормам жилищного законодательства, его согласие на увольнение с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) или его согласие на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, если военнослужащий не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Содержание названных норм указывает на то, что обязанность командира по выяснению согласия военнослужащего с увольнением и реализацией связанных с этим увольнением его жилищных прав предполагает обязанность командира разъяснить военнослужащему последствия такого согласия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные законоположения, закрепляющие обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы, носят гарантийный характер, направлены на установление механизма реализации права на жилище.
Из листа беседы при увольнении Хиневича И.В. с военной службы от 18.06.2010г., следует, что истец не обеспечен жилым помещением по нормам законодательства, сведений о разъяснении ему последствий его согласия быть уволенным без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не представлено, вместе с тем, из представленной справки 428 ОМИС от 27.08.2004г. следует, что истец состоит на учете нуждающихся в жилье. Само по себе отсутствие иных документов, подтверждающих постановку истца на учет нуждающихся в жилье, вызванное передачей названных документов при реорганизационных мероприятиях КЭЧ ОМИС 428 при установленных обстоятельства, не может лишать истца гарантированного права на обеспечение жильем.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку увольнение истца имело место без предоставления жилого помещения, то за государством сохранилась обязанность по обеспечению его жилым помещением.
Сам по себе факт наличия у отца истца квартиры по "адрес", принадлежащей ему на праве собственности, где в настоящее время зарегистрирован истец, не свидетельствует о том, что истец разрешилсвою жилищную проблему и утратил основания для получения жилого помещения по избранному месту жительства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о повторном обеспечении жильем, сверхнормативным обеспечением жильем и отсутствием оснований для постановки истца на учет нуждающихся в жилье, судебной коллегией не принимаются, как несостоятельные.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права при разрешении вопроса о признании за истцом права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в избранном месс те жительства г.Хабаровск, составом семьи 1 человек, не принимаются судебной коллегией, поскольку судом разрешены требования истца в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, исходя из заявленных истцом требований и положений ФЗ "О статусе военнослужащих", Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" которым утверждена "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 29 февраля 2016 года по делу по иску Хиневич И.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, уволенного с военной службы, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, без удовлетворения.
Председательствующий С.И. Дорожко
Судьи И.Н. Овсянникова
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.