Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего: Чемякиной И.А.
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрев в судебном заседании 20 мая 2016 года административное дело по административному иску Машуковой И.В., Юрченко Ю.В. о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска, возложении обязанности исполнить постановление Администрации города Хабаровска от 19 апреля 2013 года N1385, по апелляционной жалобе Администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 января 2016 года.
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения истцов Машуковой И.В., Юрченко Ю.В, представителя МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" Администрации г.Хабаровска - Рябухиной О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Машукова И.В., Юрченко Ю.В. обратились в суд с административными исками о признании незаконным бездействия администрации "адрес", возложении обязанности исполнить постановление Администрации г.Хабаровска от 19.04.2013 года N1385, ссылаясь, что являются собственниками квартиры "адрес". 05.09.2013 года они были уведомлены администрацией г.Хабаровска в лице МКУ "Служба заказчика" о том, постановлением администрации г.Хабаровска от 10.07.2013 N 2609В принадлежащая им квартира связи с началом реконструкции улицы Дикопольцева в г.Хабаровске на участке от ул.Ленина до ул.Волочаевской, изымается для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск". Однако до настоящего момента им не предоставлен ни оригинал, ни проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, не определены сроки и порядок реализации такого соглашения, не проведена экспертная оценка жилого помещения и находящегося в нем имущества с целью определения размера возмещения с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме или определения порядка предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Просили обязать администрацию г.Хабаровска исполнить постановление администрации г.Хабаровска от 19.04.2013 N 1385 "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" в части заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд; провести независимую экспертную оценку стоимости вышеуказанного жилого помещения и находящегося в нем имущества с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме; произвести выплату возмещения за жилое помещение с учетом рыночной стоимости либо предоставить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя, по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 13.11.2015 года, дела по административным искам Юрченко Ю.В. и Машуковой И.В. объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.01.2016 года административные исковые требования Юрченко Ю.В. и Машуковой И.В. удовлетворены частично. Администрация г.Хабаровска в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обязана обеспечить исполнение постановления администрации г.Хабаровска от 19.04.2013 N 1385 "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации г.Хабаровска от 10.07.2013 N 2609) в части заключения соглашения с Машуковой И.В., Юрченко Ю.В. собственниками жилого помещения - кв. "адрес" об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, организации по проведению оценки изымаемого жилого помещения в целях определения их выкупной цены, заключить с собственниками изымаемого жилого помещения - Машуковой И.В., Юрченко Ю.В. соглашение о выкупе жилого помещения либо соглашение о предоставлении другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Взыскать с администрации г.Хабаровска в пользу Машуковой И.В. и Юрченко Ю.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере по 300 рублей, в пользу Машуковой И.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей;
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого дома "адрес", в том числе квартиры N этого дома, связано со строительством автомобильной дороги "улица Дикопольцева на участке от Ленина до ул. Волочаевской в г. Хабаровске", которая, фактически, до настоящего времени в эксплуатацию не введена. Муниципальным контрактом N 20.1.13С от 01.03.2013 года, заключенным между МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" и МУП г. Хабаровска "Дорремстрой", предусмотрено, что он действует вплоть до момента полного исполнения сторонами всех обусловленных контрактом взаимных обязательств. На сегодняшний день согласовано техническое задание с целью внесения изменений в проектную документацию, в части исключения из проекта сноса дома "адрес". В свою очередь, в постановлении администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N 1385 "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N 2609) сроки изъятия жилых помещений не установлены. Таким образом, на дату принятия решения законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности на недвижимость в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа не нарушен. Фактически жилое помещение не изъято, права собственников владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению, не ограничено. Вывод суда о нарушении прав истцов на проживание в безопасном жилом помещении, в связи с неисполнением вышеприведенного постановления необоснован и не подтвержден материалами дела. Установленный судом месячный срок исполнения решения является необоснованным, поскольку для исполнения данного решения необходимо не менее 80 рабочих дней.
В соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В статье 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом (часть 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Пунктом 3.2 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В соответствии с ч.1 ст.239.2 Гражданского кодекса РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 239.2).
Согласно статье 49 Земельного кодекса РФ: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с размещением объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов), в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, в собственности Юрченко Ю.В. Машуковой Л.Ф. находится по 1/3 и 2/3 доли жилого помещения - квартиры, расположенной по "адрес".
В связи со строительством автомобильной дороги "улица Дикопольцева на участке от Ленина до ул.Волочаевской в г.Хабаровске" постановлением администрации г.Хабаровска от 09.01.2013 N 11 "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд городского округа "город Хабаровск" решено изъять для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" путем выкупа, земельные участки, указанные в приложении N1 к настоящему постановлению, путем прекращения права аренды в установленном действующим законодательством порядке, земельные участки, указанные в приложении N2 к настоящему постановлению; постановлением администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N 1385 "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "город Хабаровск", с учетом изменений внесенных постановлением администрации г.Хабаровска от 10.07.2013 N 2609 решено изъять для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" жилые помещения для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" в соответствии с приложением к настоящему постановлению.
Квартира "адрес", общей площадью 24,3 кв.м., согласно перечню изымаемых для муниципальных нужд жилых помещений, находящихся в собственности граждан, вошла в перечень имущества, подлежащего изъятию. Срок окончания строительства указанной дороги согласован сторонами муниципального контракта от 01.03.2013 N 20.1.13С: МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" и МУП г.Хабаровска "Дорремстрой" - 30.11.2014; фактически до настоящего времени дорога в эксплуатацию не введена.
05.09.2013 года административные истцы уведомлены о государственной регистрации постановления администрации г.Хабаровска от 10.07.2013 N 2609, однако до настоящего момента им не представлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, не определены сроки и порядок реализации данного соглашения, не проведена экспертная оценка жилого помещения и находящегося в нем имущества с целью определения размера возмещения с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме или определения порядка предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, что, по мнению административных истцов, является нарушением их жилищных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд на основании представленных в дело доказательств пришел к выводу, что поскольку принятое администрацией города Хабаровска постановление от 19.04.2013 N 1385 "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N 2609) является действующим и подлежит исполнению административным ответчиком, которым организационные мероприятия по изъятию недвижимости для муниципальных нужд до настоящего времени не начаты, решение об изъятии для муниципальных нужд не принято, соответственно законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности на недвижимость в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа надлежащим образом соблюден не был, что свидетельствует о бездействии администрации города Хабаровска и нарушении прав Юрченко и Машуковой на проживание в безопасном жилом помещении.
Оценив законность принятого решения на основании оценки материалов дела и требований действующего законодательства, судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции, считает ошибочным.
Согласно п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что фактически до настоящего времени строительные работы не закончены, дорога в эксплуатацию не введена; постановлением администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N 1385 "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N 2609) срок его реализации установлен не был; фактически жилое помещение у административных истцов не изымалось.
Разрешая дело по существу заявленных требований, суд не учел, что государственная регистрация решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд не ограничивает правомочий собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться данным жилым помещением и не снимает с собственника обязанности нести бремя содержания жилого помещения (статья 209 ГК РФ, части 2 - 4 статьи 30, часть 5 статьи 32 ЖК РФ). Таким образом, принятие вышеуказанных постановлений администрации г.Хабаровска не повлекло неблагоприятных последствий для административных истцов, фактически не повлияло на их право собственности на жилое помещение.
Ссылку суда на нарушение прав административных истцов на проживание в безопасном жилом помещении, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку решение об изъятии дома "адрес" для муниципальных нужд связано не с фактом признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что свидетельствовало бы о реальной угрозе жизни и здоровью проживающих в нем граждан, и могло являться основанием для удовлетворения административных исковых требований, а со строительством автомобильной дороги. Между тем, каких-либо доказательств наличия неблагоприятных условий для проживания в квартире истцов в связи с производством строительных работ, и необходимостью разрешения вопроса о предоставлении им иного жилого помещения (выкупе), истцами не предоставлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений прав Юрченко Ю.В. и Машуковой И.В. администрацией г.Хабаровска на момент рассмотрения спора не допущено, каких-либо препятствий к осуществлению прав, свобод и законных интересов административных истцов, в том числе, и как собственников жилого помещения, не создано.
Кроме того, администрацией г.Хабаровска в связи с выявленной в ходе строительства возможности изменения трассы в районе д. "адрес", что предполагает возможность исключения данного многоквартирного дома их числа домов, подлежащих изъятию, принято решение по вопросу согласования выполнения работ по внесению изменений в проектную документацию, а то обстоятельство, что проектная документация по проекту "Разработка мероприятий по снижению шумового воздействия на жилой дом 20 по ул.Волочаевская" не разработана, не согласована и не утверждена - является следствием длительной процедуры согласования и исполнения указанного решения и не свидетельствует о незаконном бездействии администрации города Хабаровска.
Кроме того, при рассмотрении дела в апелляционном порядке, административным ответчиком представлено постановление Администрации г.Хабаровска от 10.05.2016 г. N1455 "о внесении изменений в постановление администрации г.Хабаровска от 19.04.2013 г. N1385 "Об изъятии жилых помещений для муниципальн6ых нужд городского округа "город Хабаровск", в соответствии с которым в приложение 1 к постановлении. От 19.04.2013 г. N 1358, квартира "адрес" в качестве подлежащей изъятию для муниципальных нужд не поименована.
Рассматривая данное дело, суд неправильно определилзначимые по делу обстоятельства, не исследовал их в совокупности со всеми материалами дела, пришел к необоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований, в связи с чем, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 января 2016 года по административному исковому заявлению Машуковой И.В., Юрченко Ю.В. о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска, возложении обязанности исполнить постановление Администрации города Хабаровска от 19 апреля 2013 года N1385 - отменить, апелляционную жалобу представителя администрации города Хабаровска - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Машуковой И.В., Юрченко Ю.В. о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска, возложении обязанности исполнить постановление Администрации г.Хабаровска от 19.04.2013 года N1385 - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Чемякина И.А.
Судьи: Герасимова О.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.