Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.И. Братенкова,
членов президиума С.Г. Барабанова, Л.Ю. Мироновой,
С.В. Пилипчук, Н.А. Трофимовой,
при секретаре А.С. Солоха,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванакова П. С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, внесении в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства, по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 3 ноября 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 января 2016 года.
Выслушав доклад судьи И.И. Куликовой, объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ - Будановой В.С., представителя Ванакова П.С. - Петрова А.С., президиум
установил:
Ванаков П.С. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Подольск Московской области, составом семьи 2 человека, включая супругу ФИО1, включении в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с 09.07.2015.
В обоснование предъявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, 18.08.1992 уволен по сокращению штата с зачислением в запас, исключен из списков личного состава части 13.11.1992, выслуга в календарном исчислении составила 26 лет, на момент увольнения был обеспечен служебным жилым помещением, право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не реализовал. 09.07.2015 истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 2 человека. Ответом от 20.08.2015 ФИО1 отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, отказ полагает незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 3 ноября 2015 года исковые требования Ванакова П.С. удовлетворены.
За Ванаковым П.С. признано право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Подольск Московской области, составом семьи 2 человека, включая супругу ФИО1.
На ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность включить Ванакова П.С., составом семьи 2 человека, в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства с даты обращения - 09.07.2015.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 января 2016 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 10 марта 2016 года, представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с допущенными судами, разрешившими дело, нарушениями норм материального права. Полагает, что предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали, поскольку при увольнении с военной службы Ванаков П.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял, данных о том, что он обращался с рапортом о принятии его на такой учет, не имеется, обеспечен жилым помещением от Министерства обороны РФ по "адрес", которое исключено из числа служебных жилых помещений.
25 марта 2016 года гражданское дело истребовано в Хабаровский краевой суд, поступило 31 марта 2016 года.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 22 апреля 2016 года кассационная жалоба ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ - Буданова В.С. поддержала доводы кассационной жалобы, просила жалобу удовлетворить.
Представитель истца Ванакова П.С. - Петров А.С. просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Ванаков П.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении дела не просили. В соответствии с частью 2 статьи 385 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Хабаровского краевого суда находит жалобу подлежащей удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов истребованного дела, что Ванаков П.С. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, 18.08.1992 уволен с военной службы в запас по пункту "в" статьи 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 N 240 (сокращение штата), 13.11.1992 исключен из списков личного состава части, выслуга в календарном исчислении составила более 25 лет.
При увольнении с военной службы Ванакову П.С. выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 N 237-74, 20.01.1960 N 74 и Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193.
Ванаков П.С. вместе с супругой ФИО1 проживает в квартире "адрес", общей площадью 44 кв.м., предоставленной Ванакову П.С. на основании ордера на служебное жилое помещение от 05.01.1989.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р военный городок в с. Воздвиженка г. Уссурийска, в котором расположена занимаемая истцом квартира, включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р военный городок в с. Воздвиженка г. Уссурийска, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
В 2009 году на имя Ванакова П.С. поступал государственный жилищный сертификат серии УВ N от 25.02.2009 на сумму "данные изъяты", на состав семьи 2 человека, для приобретения жилья на территории Московской области, от его получения Ванаков П.С. отказался по причине недостаточности денежных средств.
9 июля 2015 года Ванаков П.С. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 2 человека, включая супругу ФИО1.
Извещением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 20.08.2015 Ванакову П.С. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет необходимую выслугу военной службы, дающую ему право на обеспечение жилым помещением, данное право не реализовал, проживает в служебном жилом помещении, в собственности жилья не имеет.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Президиум Хабаровского краевого суда полагает выводы суда апелляционной инстанции постановленными с существенными нарушениями норм материального права.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Ванакова П.С. с военной службы был урегулирован Законом СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 N 74 "О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР", Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193, а также совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.12.1980 N 1131 "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы".
В соответствии со статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действующего на момент увольнения истца с военной службы, обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, производился исполнительными комитетами местных советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Пунктом 16 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193, действовавшего на момент увольнения истца со службы, предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
В пункте 19 Положения закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Таким образом, в период прохождения службы заявителем вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
С 22.02.1993 вступил в силу Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Соответствующая обязанность органов местного самоуправления закреплена и в пункте 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 N 74, пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей.
Вместе с тем данных об обращении Ванакова П.С. с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, судами не установлено.
Согласно сообщению Управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа Приморского края Ванаков П.С., а также член его семьи ФИО1, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также по категории "военнослужащие, уволенные в запас" в администрации Уссурийского городского округа не состоят (л.д. 36).
С 01.01.1998 Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998, согласно которым (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи в законодательные акты внесены соответствующие изменения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет до 01 января 2005 года.
Данных о том, что истец был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения, либо что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, судами не установлено.
Сам факт проживания истца в жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует о соблюдении соответствующего порядка и нуждаемости истца в обеспечении жилым помещением в порядке реализации права, предусмотренного ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данной главой.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обращаясь с апелляционной жалобой заявитель (ФГКУ "Востокрегионжилье") указал об отсутствии оснований для принятия истца на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по избранному месту жительства ввиду того, что истец, будучи уволенным с военной службы в 1992 году, до 2015 года не обращался с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении в установленном порядке.
В нарушение вышеприведенных норм процессуального права судебная коллегия никаких суждений по данным доводам в определении не привела.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции не соответствует требованиям законности.
Президиум Хабаровского краевого суда находит допущенные судом второй инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых не возможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по основаниям, предусмотренным статьей 387 ГПК Российской Федерации, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 января 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий: С.И. Братенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.