Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петухова А.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Петухов А.А.обратился с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м и земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес".
Административный иск обоснован следующим: Петухов А.А. является собственником указанных земельных участков.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" установило кадастровую стоимость земельных участков исходя из 2 группы видов разрешенного использования. Средний удельный показатель кадастровой стоимости для данной группы утвержден в разделе II Постановления Правительства ЯО от 20.09.2011 N 702-п в размере "данные изъяты" рубля. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере "данные изъяты" рубля, земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля.
Петухов А.А. указывает, что земельные участки относятся к зоне СХ-2 - зоне сельскохозяйственных угодий, не являются приусадебными участками и используются для ведения сельского хозяйства, что соответствует коду 1.16 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, что соответствует 15 группе видов разрешенного использования. Средний удельный показатель кадастровой стоимости для данной группы утвержден в размере "данные изъяты" рубля за кв.метр.
Согласно расчету представленному административным истцом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила "данные изъяты" рубля, земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" административный истец просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Петухов А.А. административное исковое заявление поддержал.
Административный ответчик Правительство Ярославской области представило суду отзыв на административный иск Петухова А.А., в котором оставил разрешение дела на усмотрение суда.
Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области представил суду отзыв на административный иск Петухова А.А., в котором указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере "данные изъяты" рубля, земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля правильно и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с нормами действующего законодательства.
Административный ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" представил суду отзыв на административный иск Петухова А.А., в котором просил отказать административному истцу в удовлетворении административного иска. Указал, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером N - ДД.ММ.ГГГГ. Они имеют вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земли населенных пунктов. В отношении первого земельного участка кадастровая стоимость определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рубля в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства ЯО от 20.09.2011 N 702-п. В отношении другого земельного участка кадастровая стоимость установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ органом государственного кадастрового учета.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил суду отзыв на административный иск Петухова А.А., в котором просил отказать в удовлетворении требований административного истца.
Заинтересованное лицо Администрация Угличского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление Петухова А.А. не представила.
Заслушав Петухова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд оснований для удовлетворении административного искового заявления Петухова А.А. не находит.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ, части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 1 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 1 января 2010 года (приложение N 1), средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ярославской области (приложение N 2), а также средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Ярославской области (приложение N 3).
Земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий Петухову А.А. на праве собственности согласно свидетельству о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, вошел Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ - дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области.
Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п в пункте 306390 Приложения N1 в размере "данные изъяты" рубля.
Согласно кадастровому паспорту и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", принадлежит Петухову А.А. на праве собственности. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации содержит аналогичные положения в отношении состава земель населенных пунктов.
В части 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Согласно статье 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках" - "производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства", имеет код 1.16. Код 2.2 имеет вид разрешенного использования "Для ведения личного подсобного хозяйства" - "Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных".
Судом установлено, что земельные участки административного истца имеют вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно Правилам землепользования и застройки Слободского сельского поселения Угличского муниципального района, утвержденным решением Думы Угличского муниципального района от 17 июня 2010 года N 212, в редакции решения Думы Угличского муниципального района от 5 ноября 2014 года N 264, земельные участки административного истца находятся в территориальной зоне ОЖ - "Зона общественно-жилого назначения". Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в границах данной территориальной зоны является жилая застройка.
В соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний.
По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с пунктом 2.2 настоящих Методических указаний.
В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.
Согласно пунктам 2.1.3 и 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель населенных пунктов земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной и среднеэтажной или малоэтажной, в том числе индивидуальной жилой застройкой, на площадь земельного участка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для отнесения земельных участков истца к 15 группе видов разрешенного использования не имеется, поскольку одним из видов разрешенного использования данных земельных участков является жилая застройка.
В связи с этим, административный иск Петухова А.А. не подлежит удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание, что на дату определения кадастровой стоимости земельных участков административного истца Правила землепользования и застройки Слободского сельского поселения Угличского муниципального района действовали в иной редакции, в соответствии с которой данные земельные участки относились к зоне СХ-2. Жилая застройка к видам разрешенного использования в границах данной зоны не относилась.
Вместе с тем, отнесение земельных участков истца в границы земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства с учетом Правил землепользования и застройки Слободского сельского поселения Угличского муниципального района в действующей редакции предоставляет ему право на возведение жилого дома на данных земельных участках без внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Учитывая, что правовые последствия пересмотра кадастровой стоимости в данном деле в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что применению в данном деле подлежат нормативные акты, регламентирующие правила землепользования, в их действующей редакции.
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что земельные участки используются им фактически для выращивания сельскохозяйственной продукции, жилые строения на них отсутствуют.
Руководствуясь 175-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Петухова А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Щеголькова Е.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.