Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Кустова А.В. и Акатьевой Т.Я.,
при секретаре Сергеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
дело апелляционной жалобе Уткина И.А. на решение Калининского районного суда Тверской области от 01 февраля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Уткина И.А. к Администрации Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области о признании незаконными действий Администрации Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области, выразившихся в необоснованном отказе в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Тверская область Калининский "адрес", обязании Администрации Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на строительство и утвердить градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", отказать".
Судебная коллегия
установила:
Уткин И.А. обратился в суд к Администрации муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области, выразившихся в необоснованном отказе в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка, обязании выдачи разрешения на строительство и утверждения градостроительного плана на земельный участок.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием "Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)" "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". В связи с тем, что строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, он обратился в Администрацию Михайловского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке и с заявлением об утверждении градостроительного плана, приложив необходимые документы. 02.09.2015 г. он получил отказ в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана, со ссылкой на то, что строительство на участке невозможно ввиду нахождения участка в санитарно-защитной зоне с/х объектов - телятников ООО СПК "Заря".
Административный истец считает отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы как собственника земельного участка и не соответствующим требованиям ч.4 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ), ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
Согласно утвержденным Правилам Землепользования и застройки данный земельный участок отнесен к Жилой зоне (индекс Ж) предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности. В результате необоснованного отказа выдать разрешение на строительство он лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с зоной жилой застройки, установленной ПЗЗ Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области. Кроме того, надлежащим образом зона не обозначена, в ГКН сведения о ее местонахождении не содержатся. На схеме ограничений использования территорий Генерального плана Михайловского сельского поселения обозначена санитарно-защитная зона без ссылки на орган, на основании решения которого установлена данная санитарная зона, без указания ее размера и границ, то есть она нанесена на карту схематично, при этом ее размер на карте распространяется на площадь трех населенных пунктов. Согласно Схеме Градостроительного плана какое-либо строительство жилых домов в деревне "адрес" невозможно, так как на данные территории распространяется санитарно-защитная зона, что говорит о незаконности установленной санитарной зоны. Кроме того, Генплан Михайловского сельского поселения был принят в 2011 году, а СПК "Заря" образован в 2012 году, что свидетельствует о том, что в Схеме Генплана не может быть отражена зона предприятия, которого еще не существовало. Земельный участок, на котором расположен СПК "Заря", также образован и поставлен на кадастровый учет в 2012 году, что подтверждает довод о том, что в Генплане содержатся недостоверные сведения о границах санитарно-защитной зоны.
Полагает, что при установлении санитарно-защитной зоны не соблюдены требования ст.1 Федерального закона от 18106.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", ст.10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к её составлению", приказа Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 N267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для получения информации об установленной санитарно-защитной зоне Уткин И.А. обратился к Главному санитарному государственному санитарному врачу по Тверской области-Руководителю Управления Роспотребнадзора по Тверской области. На его запрос был дан ответ о том, что сведениями Управление не располагает, нет информации о поголовье скота, в связи с чем можно сделать вывод о том, что санитарно-защитная зона не установлена. Административному истцу не была предоставлена информация о границах установленной санитарно-защитной зоны как Главным государственным санитарным врачом по Тверской области, так и Администрацией Калининского района.
В связи с указанным, полагает, что ему необоснованно отказали в выдаче разрешения на строительство, так как в уполномоченных органах нет достоверной информации о границах и местоположении санитарно-защитной зоны, установленной для животноводческого комплекса. Кроме того, земельному участку был изменен вид разрешенного использования без каких-либо ограничений и ссылок на установленную санитарно-защитную зону, в связи с чем, отказ в выдаче разрешения на строительство и утверждение градостроительного плана является незаконным, нарушающим его конституционные права, закрепленные в ст.ст. 35, 36 Конституции РФ. В результате незаконного отказа он не может пользоваться и распоряжаться земельным участком свободно, использовать его в соответствии с видом разрешенного использования, построить на нем индивидуальный жилой дом.
На основании изложенного, просит признать незаконными действия Администрации Михайловского с/п Калининского района Тверской области, выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", восстановить нарушенное право путем обязания Администрации Михайловского с/п Калининского района Тверской области в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на строительство и утвердить градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты".
Административный истец Уткин И.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Судом определено, что неявка административного истца не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.
Представитель административного истца Антонова М.К. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что не отрицает, что согласно генеральному плану МО "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области земельный участок "данные изъяты", входит в санитарно-защитную зону, но полагает, что данный факт не может препятствовать реализации Уткиным И.А. его права на постройку жилого дома.
Представитель административного ответчика Силохина Е.С. возражала против удовлетворения требований Уткина И.А. и пояснила, что земельный участок 69:10:0000012:3301 находится в санитарно-защитной зоне, утвержденной Генеральным планом МО "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области. Генеральный план в судебном порядке оспорен не был, является действующим. В настоящее время в установленной санитарной зоне находится функционирующее предприятие ООО СПК "Заря".
Представитель заинтересованного лица ООО СПК "Заря" Иванов В.А., против удовлетворения требования административного истца Уткина И.А. возражал, пояснил, что предприятие ООО СПК "Заря" арендует земельный участок "данные изъяты" у Кузнецова А.С. Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. На участке расположены коровники, предприятие действует. При этом указал, что коровники в данном месте находятся с 80-х годов прошлого века. Полагал, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома в санитарно-защитной зоне законен.
Заинтересованное лицо Кузнецов А.С, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, не явился. Судом определено рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку его неявка не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Уткин И.А. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; обстоятельства, установленные судом, не доказаны и не подтверждены документально; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и дело рассмотрено с нарушением норм материального и процессуального права.
Критикуя выводы суда, Уткин И.А. полагает, что при рассмотрении дела судом не был установлен ни фактический, ни ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, не были запрошен и исследован проект санитарно-защитной зоны. Санитарно-защитная зона не озеленена, отсутствуют какие-либо древесно-кустарниковые насаждения.
Региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области, утвержденные Постановлением Администрации Тверской области от 14 июня 2011 г. N283-па, нормы технологического проектирования предприятий крупного рогатого скота НТШ-99, введенные в действие Минсельхозпрода Российской Федерации 01.10.1999 г. в отношении санитарно-защитной зоны не соблюдены. Не соблюдены также требования СНиП П-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". Фактически санитарно-защитная зона отсутствует.
Судом не установлено, что земельный участок, принадлежащий Уткину И.А., находится в данной санитарно-защитной зоне. Исследованные судом документы не относятся к деятельности СПК "Заря", они не могут свидетельствовать о поголовье скота, об установлении санитарно-защитной зоны сельскохозяйственного предприятия. Кроме того, коровники расположены на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000012:1824, который принадлежит на праве собственности физическому лицу. Судом не выяснено, где территориально расположен земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000012:142 предоставленный Кузнецову А.С. в собственность для обслуживания здания ветсанпропускника.
Судом были приняты документы надлежащим образом не заверенные, оригиналы документов на обозрение суда не представлялись. Таким образом, при рассмотрении дела было допущено нарушение процессуального законодательства, а именно главы 6 КАС РФ. Заключение договора аренды между СПК "Заря" и Кузнецовым А.С. не подтверждено письменными доказательствами. Представленная СПК "Заря" справка от 01.02.2016 г. N 1/16 не подтверждает факт хозяйственной деятельности, так как не является первичным учетным документом, по содержанию не отвечает требованиям ч.2 ст.9 Федерального закона N 402-ФЗ.
Ссылка Администрации на наличие установленной санитарно-защитной зоны СПК "Заря" является необоснованной и голословной, письменными документами не подтверждена. А потому, административным ответчиком не доказан факт наличия установленной санитарно-защитной зоны СПК "Заря", не представлено доказательств того, что участок Уткина И.А. попадает в границы установленной санитарно-защитной зоны.
При принятии решения судом не принято во внимание, что земельный участок Уткина И.А. включен в границы д.Никола одновременно с утверждением Генерального плана. При этом, он вошел в зону Ж-1, согласно ПЗЗ в которой земельные участки преимущественно используются для индивидуального жилищного строительства.
Отказ в выдаче разрешения на строительство лишает административного истца права использовать земельный участок по его целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Уткина И.А. по доверенности Антонова М.К. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, будучи надлежащим образом извещенными о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явились, в связи с чем, на основании положений ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного пли муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 05.08.2015 года Уткин И.А. обратился в Администрацию МО "Михайловское сельское поселение" с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка и заявлением о получении разрешения на строительство с приложением схемы планировочной организации земельного участка.
Письмом администрации муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области N837 от 02.09.2015 Уткину И.А. отказано в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка, поскольку согласно генеральному плану развития территорий Михайловского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения от 14.07.2011 N 35, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", находится в санитарно-защитной зоне сельскохозяйственных объектов - телятников ООО СПК "Заря" с поголовьем около 400 единиц.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Генеральному плану Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденному решением СД Михайловского сельского поселения Калининского района N35 от 14.07.2011, Карте градостроительного зонирования Правилам землепользования и застройки Михайловского сельского поселения Калининского района, с изменениями, утвержденными Решением СД Михайловского сельского поселения Калининского района N105 от 29.04.2015 и данным публичной кадастровой карты, земельный участок "данные изъяты" находится в санитарно-защитной зоне. В указанной зоне находится земельный участок "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, на котором размещены телятники, находящиеся в пользовании ООО СПК "Заря" с поголовьем скота на 01.01.2014- 410 голов, 01.01.2015 - 460 голов, 01.01.2016 - 390 голов. В связи с тем, что доказательств признания Генерального плана Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, Карты градостроительного зонирования, Правил землепользования и застройки Михайловского сельского поселения Калининского района незаконными либо оспаривания их в части установления санитарно-защитной зоны, административным истцом, не представлено, суд пришел к выводу о том, что размещение индивидуального жилого дома на земельном участке, кадастровый N, по адресу: "адрес", входящего в санитарно-защитную зону, не допускается.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу Уткину И.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, находящийся по адресу: "адрес", категория земель: "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 69-АГ N076729, выданным Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 06 ноября 2014 года.
Постановлением Администрации МО "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области N118 от 17.06.2014 разрешенное использование земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер "данные изъяты" было изменено с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N02-69/15-1-292463 от 24.07.2015 года земельный участок (предыдущий кадастровый N) имеет разрешенное использование: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов), что также подтверждается Правилами землепользования муниципального образования "Михайловского сельского поселения" Калининского района Тверской области (зона Ж1 - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (п. 2).
В силу с ч. 3 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно-защитные зоны (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, предусматривает, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдении санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, жилую застройку, включая отдельные дома.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения (ч.2 ст.62 КАС РФ).
Проверяя законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия принимает во внимание, что разрешенное использование вышеуказанного земельного участка постановлением Администрации МО "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области N118 от 17.06.2014 года изменено с "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", земельный участок относится к зоне Ж1 - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов).
Вопреки требованиям ч.2 ст.62 КАС РФ административным ответчиком Администрацией Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области достоверно не доказано, что санитарно-защитная зона для сельскохозяйственных объектов - телятников ООО СПК "Заря" в предусмотренном законом порядке установлена, не доказан ее размер и границы, а также то обстоятельство, что вышеуказанный земельный участок, принадлежащий Уткину И.А. входит в данную санитарно-защитную зону, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что при таких обстоятельствах у Администрации Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области не имелось оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
В силу вышеизложенного, решение суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, с вынесением нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 01 февраля 2016 года отменить, постановить новое решение.
Удовлетворить административное исковое заявление Уткина И.А. к Администрации Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области о признании отказа Администрации Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", незаконным.
Признать незаконным отказ Администрации Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области в выдаче разрешения на строительство и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Обязать Администрацию Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на строительство и утвердить градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" Михайловское сельское поселение д. Никола.
Обязать Администрацию Муниципального образования "Михайловское сельское поселение" Калининского района Тверской области сообщить суду и административному истцу об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.