Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Кустова А.В. и Акатьевой Т.Я.,
при секретаре Сергеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
дело по апелляционному представлению прокурора Лесного района Тверской области на решение Лесного районного суда Тверской области от 30 марта 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Лесного района Тверской области к администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области о признании бездействия в части не составления топливно-энергетического баланса муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области за 2014 год, незаконным, возложении на администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области обязанности составить топливно-энергетический баланс муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района Тверской области за 2014 год в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Лесного района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области о признании бездействия незаконным и об обязании составить топливно-энергетический баланс муниципального образования.
В обоснование исковых требований прокурором указано, что прокуратурой Лесного района проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении, энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района. В ходе проведения проверки установлено, что администрацией Бохтовского сельского поселения Лесного района топливно-энергетический баланс МО Бохтовское сельское поселение Лесного района за 2014 год не составлен, что является нарушением действующего законодательства. Ссылаясь на законодательство Российской Федерации в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, прокурор приходит к выводу о том, что отсутствие топливно-энергетического баланса в муниципальном образовании Бохтовское сельское поселение свидетельствует о нарушении исполнительным органом местного самоуправления общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, закрепленных ст.3 Федерального закона о теплоснабжении: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение, экологической безопасности теплоснабжения. Неисполнение требований законодательства о теплоснабжении, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Бохтовского сельского поселения Лесного района, на безопасную систему теплоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов, на повышение энергосбережения, гарантированных законодательством Российской Федерации, в том числе и Федеральным законом о теплоснабжении.
На основании изложенного, прокурор просил суд: признать бездействие администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района в части не составления топливно-энергетического баланса муниципального образования Бохтовское сельское поселение Лесного района за 2014 год, незаконным; обязать администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области составить топливно-энергетический баланс муниципального образования - Бохтовского сельского поселения Лесного района за 2014 год в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Лесного района Кудрявцева Н.В. поддержала доводы, изложенные в заявлении, пояснила, что об отсутствии в поселении топливно-энергетического баланса прокурору стало известно после ответа главы администрации Бохтовского сельского поселения, поступившего в прокуратуру 03 марта 2016 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика - глава администрации Бохтовского сельского поселения Лесного района Иванова Н.Н. полностью согласилась с требованиями прокурора, не возражала против их удовлетворения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и принятии нового решения по делу.
В обоснование доводов представления указано, что Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из полномочий сельских поселений действительно исключены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Однако, Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу 05.07.2014, ст.4 Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ дополнена частью 5 следующего содержания: "До 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в.силу настоящего Федерального закона.", то есть до дня вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (до 27.05.2014).
Из указанного следует, что сельские поселения на протяжении 2014 года осуществляли все предусмотренные ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе и вопросы по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ). Таким образом, на администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области на протяжении 2014 года были возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе и обязанность по составлению топливно-энергетического баланса муниципального образования за 2014 год.
В заседание суда апелляционной инстанции прокурор Солуянова Е.А. поддержала доводы апелляционного представления, просила решения суда отменить и принять по делу новое решение.
Администрация Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направила, в связи с чем, на основании ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Солуянову Е.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В п.22 ст.2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ содержится определение "топливно-энергетического баланса", согласно которому это документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов.
В ст.23 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ указано, что развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, администрацией Бохтовского сельского поселения Лесного района топливно-энергетический баланс за 2014 год не составлен.
Обращаясь в суд, прокурор полагал, что отсутствие топливно-энергетического баланса в муниципальном образовании Бохтовское сельское поселение свидетельствует о нарушении администрацией сельского поселения положений ст.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и прав неопределенного круга лиц, проживающих на данной территории.
В обоснование позиции о возложении обязанности по утверждению топливно-энергетического баланса на администрацию Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области, прокурор ссылался на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года N92-ЗО "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области", Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Устава муниципального образования "Бохтовское сельское поселение".
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционного представления с указанием на положения Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ и Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ и сводящиеся к тому, что на протяжении 2014 года в полномочия администрации Бохтовского сельского поселения входила обязанность по составлению топливно-энергетического баланса не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на ином токовании норм материального права.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в период с 27.05.2014 года по 01.01.2015 г. вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом не относились к полномочиям сельских поселений Тверской области, в том числе и Бохтовского сельского поселения, поскольку в данный период действовала редакция, принятая Федеральным законом N136-ФЗ от 27.05.2014 года, согласно которой данные полномочия относились к органам местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по заявленным требованиям установлены, представленным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лесного районного суда Тверской области от 30 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Лесного района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.