Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 16 февраля 2016 года, которым юридическое лицо - Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары привлечено к административной ответственности по ст.7.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 16 февраля 2016 года юридическое лицо - Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары (далее Департамент) привлечено к административной ответственности по ст.7.14 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары ФИО3 обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения Департамента к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом указывает, что Департамент является Заказчиком по проведению строительно-монтажных работ на объекте здания по адресу: "адрес" в Железнодорожном районе в соответствии с заключенным с ООО "СтройМонтажКомплект" муниципальным контрактом от 06.11.2015г. Указанный Объект объектом культурного наследия не является. Строительные работы осуществляются на основании разработанной по заказу Департамента проектной документации, которая получила положительное заключение государственной экспертизы от 18.02.2014г. При подготовке проектной документации в градостроительном плане земельного участка было указано, что объект капитального строительства здание по вышеуказанному адресу расположено в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности памятника истории и культуры федерального значения "Покровский Собор". Кроме того, в списке выявленных объектов археологического наследования он размещен на сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области только 18.11.2015г. Таким образом, на момент подготовки проектной документации границы зон охраны "Покровского собора" не утверждены, на момент начала производства строительно-монтажных работ реестр выявленных объектов археологического исследования на сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области не был размещен, его границы в соответствии с действующим законодательством не определены. Разрешение Департаментом государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, когда оно обязательно, в связи с необходимостью обеспечить охрану объектов культурного наследия и при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ не получалось, поскольку Департаментом вышеуказанные работы не проводились, в связи с чем полагает, что в действиях Департамента отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ. При выявлении объекта работы ООО были прекращены, однако каких - либо доказательств того, что работы были приостановлены представить не может. Кроме того, полагает, что при рассмотрении не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просила состоявшееся по делу постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Проверив представленные материалы дела, выслушав представителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара ФИО3 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия самарской области ФИО4, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.14 КоАП РФ проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее
объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона N 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ.
Заказчики работ, предусмотренные ст. 30 Федерального закона N 73-ФЗ, технические заказчики (застройщики) объекта капитального строительства, лица, проводящие указанные работы обязаны соблюдать предусмотренный п. 5 ст. 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.
В соответствии со ст. 45 указанного закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела государственного надзора (контроля) и
административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в отношении юридического лица --Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары были проведены мероприятия по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия - "Покровское кладбище", грунтовый могильник, расположенного в границах улиц "адрес" г.о. "адрес", в ходе которых было установлено, что на территории Объекта Департаментом организовано проведение строительных работ, где был, зафиксирован факт проведения строительных работ на территории объекта археологического наследия, а именно: культурный слой Объекта нарушен котлованом размерами по поверхности 38 м X 18 м и глубиною до 5 м, представляющим собою в плане прямоугольник, ориентированный блинной осью по линии ЗСЗ-ВЮВ; в западной части котлована собран подъемный материал - фрагменты костей и железный кованный гвоздь от гроба; на ЗСЗ стенке котлована уже в слое гумусированной супеси, ниже прослоя строительного мусора прослеживаются очертания двух могильных ям, опускающихся в материк, причем, в погребении 1 отчетливо выделяются деревянные части гроба, череп погребенного и отдельные кости, потревоженные при землеройных работах, Погребение 2 выделяется очертаниями могильной ямы и деревянных частей гроба.
Таким образом, по результатам проведенных мероприятий установлено, что на объекте организовано проведение строительных работ, в отсутствие предусмотренного законодательством разрешения органа охраны объектов культурного наследия.
Указанные задание и разрешение на проведение работ на объекте, в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области не запрашивались и не выдавались.
ДД.ММ.ГГГГ старшим начальником отдела государственного надзора (контроля) и административной практики Управления государственной охраны объектов культурного наследия "адрес" ФИО5 в отношении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ.
Факт совершения вышеуказанного правонарушения, а также виновность в нем Департамента строительства и архитектуры подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проведения контрольных мероприятий за состоянием выявленного объекта культурного наследия от 05.12.2015г. и фототаблицей к нему, копией муниципального контракта от 06.11.2015г. и график производства работ, копией сводки затрат, копией технического задания, копией требований к материалам, копией распоряжения от 20.11.2013г. и приложенными к нему документами, копией выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, выпиской из перечня выявленных объектов археологического наследия, а также иными материалами дела.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Доводы, на которые ФИО3 ссылается в жалобе, в том числе и в части того, что указанный объект объектом культурного наследия не является, никаких уведомлений в адрес юридического лица о том, что в границах данного земельного участка располагается выявленный объект археологического наследия не поступало, а также работы, требующие обязательно получения разрешения государственного органа охраны культурного наследия, не производились, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу судом первой инстанции.
Доводы ФИО3о неверной оценке доказательств по делу являются несостоятельными с учетом вышеизложенных обстоятельств и не влекут отмену постановления судьи Железнодорожного районного суда. Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Другие доводы, приведенные в жалобе заявителя, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Соблюдение положений приведенного законодательства зависело от действий юридического лица, однако, как было установлено в ходе проверки, Департамент строительства и архитектуры г. Самары не предпринято мер для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного с. 7.14 КоАП РФ.
Административное наказание Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самары назначено в пределах санкции ст.7.14 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления судьи, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 16 февраля 2016 года, которым юридическое лицо - Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары привлечено к административной ответственности по ст.7.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО3- без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.