Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя правового управления Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО3 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 25 января 2016 года по делу об административном правонарушении, которым изменено постановление инспектора отделения ДИ ОГИБДД У МВД России по г.Самаре от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа снижено до 150 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора отделения ДИ ОГИБДД У МВД России по г.Самаре от ДД.ММ.ГГГГ Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее Министерство) привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 300 000 рублей в связи с непринятием мер по своевременному устранению помех в дорожном движении на "адрес" в "адрес".
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 25 января 2016 года указанное постановление изменено в части назначенного наказания, а жалоба представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области удовлетворена частично.
Не согласившись с решением районного суда, представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО3 обратилась в Самарский областной с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения Министерства к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшееся по делу решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.
Проверив представленные материалы, заслушав доводы представителя ФИО4 в поддержание жалобы, возражения представителя Управления МВД России по г.Самаре ФИО5, прихожу к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
Согласно п. 13 ОП ПДД РФ, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно Положению о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, соблюдением стандартов, норм и других требований, регламентирующих выполнение дорожных работ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе надзора за дорожным движением государственным инспектором ДН ОГИБДД У МВД России по г.Самаре ФИО5 по адресу: "адрес" в "адрес" выявлен недостаток в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: отсутствуют светофоры типа П.1 (П.2), чем нарушен п.13 ОП ПДД РФ, п. ДД.ММ.ГГГГ,7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004. Данные нарушения отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении руководителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО6 за указанные выше нарушения составлен протокол об административном правонарушении, а ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отделения ДИ ОГИБДД У МВД России по г.Самаре ФИО7 вынесено постановление о по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
При этом, административным органом в ходе производства административного расследования по делу установлено, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является органом исполнительной власти субъекта Федерации и лицом, осуществляющим управление в сфере транспортно - логистического комплекса дорожного хозяйства Самарской области (п. 1.1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области).
Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения возложенных на Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Министерством всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых ст. 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
Таким образом, контролирующим органом были выявлены нарушения указанным юридическим лицом требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог при установленных в постановлении о привлечении к административной ответственности обстоятельствах.
Судом первой инстанции проверялись и обоснованно отвергнуты доводы заявителя о том, что ответственность за данное нарушение должны нести третьи лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, деятельность по их эксплуатации и ремонту, поскольку за Министерством закреплена обязанность по содержанию и контролю за содержанием автомобильных дорог общего пользования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является субъектом данного правонарушения и правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым была дана оценка судом первой инстанции на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы суда основаны на полном и тщательном изучении материалов дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, и являются правильными.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Министерства к административной ответственности не нарушены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области допущено не было.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, смягчающие обстоятельства, а также положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, суд обоснованно посчитал возможным снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 150 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 25 января 2016 года делу об административном правонарушении, которым изменено постановление инспектора отделения ДИ ОГИБДД У МВД России по г.Самаре от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа снижено до 150 000 рублей, оставить без изменения, жалобу руководителя правового управления Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО3 - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.