Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А.,
судей Мартемьяновой С.В., Пияковой Н.А.
при секретаре Татариновой Г.Ю.
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Советского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Советского района г.Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБС (К) ОУ школа- интернат N г.о.Самары, Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат N городского округа Самары, Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: "адрес", путем обустройства лестницы пандусом либо принять иные меры для обеспечения доступа инвалидов, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание образовательного учреждения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителей ответчиков Министерства образования и науки Самарской области Назмеевой Г.Х. (по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ), Министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В. (по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ), ГБОУ школа-интернат N г.о.Самары Ташпулатовой Л.Р. (по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ в поддержание доводов жалоб, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г.Самара, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБС (К) ОУ школа-интернат N г.о. Самары, Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об обязании по принятию мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в ГБС (К) ОУ школа-интернат N г.о. Самары выявлены нарушения законодательства, заключающиеся в том, что школа-интернат не оборудована приспособлениями для инвалидов-колясочников, что препятствует их доступу к объекту социальной инфраструктуры.
Ссылаясь на то, что несовершеннолетние граждане и их родители не имеют возможность получить образование, чем нарушаются их права, прокурор просил суд, с учетом уточнения исковых требований обязать ГБС (К) ОУ школа-интернат N г.о.Самары, Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: "адрес", путем обустройства лестницы пандусом либо другим приспособлением для доступа инвалидов, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Судом первой инстанции постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования и науки Самарской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в ГБС (К) ОУ школа-интернат N г.о.Самары, в ходе которой выявлено, что вход в образовательное учреждение осуществляется по ступеням, не оборудованным пандусами и (или) другими средствами подъема.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Пунктом 4.1.14 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) установлено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Судом установлено, что основным видом деятельности ГБС (К) ОУ школа- интернат N г.о.Самары является образовательная деятельность. Учреждение реализует основные общеобразовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и дополнительные образовательные программы: физкультурно-спортивной, художественно-эстетический и военно-патриотической направленности.
Таким образом, отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры - школе-интернату N г.о. Самара, в том числе отсутствие лестницы, оборудованной пандусом, фактически препятствует доступу в здание школы маломобильных групп населения, инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, что существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование объектом социальной инфраструктуры.
Возлагая обязанность на ответчиков по принятию мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание школы-интерната N г.о.Самары, расположенное по адресу: "адрес", путем обустройства лестницы пандусом либо принятия иных мер для обеспечения доступа инвалидов, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.6 Закона Самарской области от 10.02.2009 N7-ГД "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области" на исполнительные органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены полномочия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.
Оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств информации и связи специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется как в период нового строительства, так и при проведении их реконструкции и капитального ремонта, если планировка этих объектов позволяет осуществить эти работы.
В случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность в соответствии со строительными нормами и правилами, в течение трех месяцев с момента обнаружения органами исполнительной власти Самарской области, осуществляющими государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории области, а также организацию и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий, собственниками таких объектов должны быть приняты и исполнены решения, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения региональных общественных объединений инвалидов.
Согласно п.1.5. Устава ГБС (К) ОУ школа-интернат N г.о. Самары учредителем Учреждения является Самарская область. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательной деятельности Учреждения осуществляются Министерством образования и науки Самарской области.
Функции и полномочия учредителя по управлению имуществом Самарской области, закрепленным за Учреждением, осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется Министерством образования и науки Самарской области в виде субсидии из бюджета Самарской области с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов на соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Учитывая, что отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры - школе-интернату N г.о. Самара, в том числе отсутствие лестницы, оборудованной пандусом, существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование объектом социальной инфраструктуры, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанности на ответчиков принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: "адрес", путем обустройства лестницы пандусом либо принять иные меры для обеспечения доступа инвалидов, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание образовательного учреждения.
При этом суд обоснованно исходил из того, что здание, расположенное по адресу: "адрес", закреплено за ГБС (К) ОУ школа - интернат N г.о. Самары на праве оперативного управления, и без согласия собственника имущества обустройство пандусов невозможно, так как учреждение не имеет прав на распоряжение данным имуществом, функции и полномочия по управлению имуществом Самарской области, закрепленным за учреждением, осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляет Министерство образования и науки Самарской области в форме субсидий из бюджета Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы Министерства образования и науки Самарской области о том, что суд необоснованно возложил на Министерство обязанность по принятию мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание школы-интерната N г.о. Самара, являются несостоятельными, поскольку Министерство образования и науки Самарской области осуществляет полномочия учредителя в отношении образовательной деятельности учреждения - школы-интерната N г.о. Самара.
Доводы апелляционной жалобы Министерства образования и науки Самарской области о том, что здание школы-интерната введено в эксплуатацию в 1961 году, оно не подлежит реконструкции или капитальному ремонту, не могут быть приняты во внимание, поскольку помещение передано для размещения в нем объекта социальной инфраструктуры и должно быть приспособлено под потребности маломобильных групп.
Доводы апелляционной жалобы Министерства образования и науки Самарской области о том, что отсутствие возложенных мероприятий не нарушает права граждан, учреждение успешно выполняет свою функцию, выводов суда не опровергают и не освобождают ответчиков от исполнения обязанностей, возложенных на них законом.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что суд необоснованно возложил на Министерство обязанность принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание школы-интерната N г.о.Самара, являются несостоятельными, поскольку Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя по управлению имуществом Самарской области, закрепленным за учреждением.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.